Документ
Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11
Ситуация
Истец обратился в суд с требованием о признании недействующим приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В частности, обжалуется норма, которая обязывает акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, хранить документы, перечисленные в упомянутом перечне.
Позиция истца
Истец считает, что оспариваемый документ:
- не соответствует положениям Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле» (далее – Закон № 125-ФЗ);
- принят Министерством культуры РФ с превышением предоставленных ему полномочий;
- нарушает права и законные интересы заявителей, возлагая на них обязанность хранения неоправданно широкого перечня документов.
По мнению истца, действие этого приказа не может распространяться на организации, не подведомственные Министерству культуры РФ. Исполнение этого приказа влечет несение дополнительных расходов, а также затраты других ресурсов для выполнения несвойственной деятельности (например, обязанность предоставлять информацию и документацию акционерам).
Позиция ответчика
Оспариваемый приказ соответствует положениям Закона № 125-ФЗ, принят Министерством культуры РФ в пределах своих полномочий и не возлагает не предусмотренных законом обязанностей на коммерческие организации, так как обязанность по хранению документов организациями установлена Законом № 125-ФЗ, Законом «Об акционерных обществах», Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым Кодексом РФ.
Позиция суда (решение в пользу ответчика)
Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из следующего.
Обязанность по хранению документов организациями установлена рядом нормативных актов (например, ст. 17 Закона № 125-ФЗ, ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Такая обязанность, согласно указанным нормам, распространяется, в том числе, на акционерные общества и другие коммерческие организации.
Оспариваемый приказ не обязывает организации создавать все указанные в нем документы, а устанавливает лишь сроки хранения тех документов, которые могут быть созданы в процессе деятельности организации. Кроме того, приказ не обязывает организации предоставлять какую-либо документацию своим участникам. Такая обязанность возложена на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью иными законодательными актами. Таким образом, оспариваемый приказ не возлагает на коммерческие организации каких-либо дополнительных обязанностей, кроме тех, которые установлены Законом № 125-ФЗ и другими действующими законами, а также не создает препятствий для осуществления такими организациями экономической деятельности.
Оспариваемый приказ принят Министерством культуры РФ в пределах своих полномочий.
Рекомендации
Приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 вступил в силу с 30.09.2011. С этого момента его требования являются обязательными для исполнения, в том числе и коммерческими организациями, не подведомственными федеральным органам власти. Данный приказ не противоречит закону и не налагает на такие организации какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством ранее.
Обращаем Ваше внимание на то, что до указанной даты приказ не порождал никаких правовых последствий, так как была опубликована лишь его вводная часть. А это, по мнению ВАС РФ, не считается его публикацией, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом перечне, без которого опубликованная часть не могла применяться (решение от 06.09.2011 № 7889/11).