Под простоем понимается временная приостановка работы по разным причинам (экономическим, технологическим, техническим или организационным). Приостановка работы может возникнуть по вине сотрудника, по вине работодателя или по независящим от работника и работодателя причинам.
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и сотрудника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Простой по вине сотрудника не оплачивается. Подробнее читайте об этом в Справочнике кадровика.
Оплата за простой облагается НДФЛ и страховыми взносами.
О том, как оформить и начислить простой в программах "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (ред. 3) и "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0), читайте в актуализированных статьях справочника "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах 1С":