Документ
Постановление Правительства России от 01.11.2025 № 1713
Комментарий
Утилизационный сбор взимается за каждое ввезенное и произведенное в России (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
- колесное транспортное средство (шасси),
- самоходную машину,
- прицепы к ним.
Виды и категории транспортных средств (далее – ТС), за которые уплачивается утилизационный сбор, а также правила его расчета и уплаты определяются Правительством России. В отношении колесных ТС они установлены постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила).
По Правилам утилизационный сбор за колесные ТС исчисляется как произведение базовой ставки и коэффициента расчета утилизационного сбора (п. 3 примечания к Перечню колесных ТС, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291). При этом базовая ставка фиксированная, в отношении легковых автомобилей она составляет 20 тыс. руб. (п. 5 примечания к Перечню колесных ТС, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291). Коэффициент приведен в табличной части Перечня колесных ТС, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291, и зависит от типа и объема двигателя и возраста автомобиля.
В эти Правила Правительство России постановлением от 01.11.2025 № 1713 внесло изменения. Так, с 1 декабря 2025 года при расчете коэффициента утилизационного сбора за колесные ТС дополнительно будет учитываться новый показатель – мощность двигателя.
Пример
Организация ввозит на территорию РФ легковой автомобиль из Китая. Объем его двигателя – 3500 куб. см, мощность двигателя – 139,76 кВт. Год выпуска автомобиля – 2024 (новый, менее 3 лет).
Базовая ставка для легкового автомобиля (категория М1) составляет 20 тыс. руб.
По действующим правилам организация уплатит утилизационный сбор в сумме 2 153 400 руб. (20 000 руб. х 107,67).
С 01.12.2025 (по новым Правилам) организация за этот же автомобиль уплатит утилизационный сбор в размере 2 240 000 руб. (20 000 руб. х 112).
Таким образом, по новым Правилам размер утилизационного сбора увеличится. Однако это не коснется автомобилей с мощностью двигателя до 160 л. с. (до 117,68 к Вт), поскольку для них коэффициент останется прежним.