Документ
Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ
Комментарий
С 1 октября 2026 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ (далее – Закон № 289-ФЗ). Он направлен на регулирование деятельности в первую очередь маркетплейсов, а также иных платформ, с помощью которых продавцы и исполнители предлагают товары и услуги потребителям.
Понятие "маркетплейс" Закон № 289-ФЗ не содержит, вместо него вводится понятие "цифровая платформа" (ст. 2 Закона № 289-ФЗ). У цифровой платформы есть владелец и оператор. Лица, предлагающие товары или услуги посредством цифровой платформы, именуются ее партнерами-продавцами и партнерами-исполнителями соответственно. Потребители товаров и услуг названы пользователями цифровых платформ. Конкретизировано, что такое пункт выдачи заказов (ПВЗ). Также определены понятия личного кабинета, заказа, карточки товара (работы, услуги), поисковой выдачи, рейтинга товаров.
Требования к договорам маркетплейсов с партнерами и владельцами ПВЗ
Заключение договоров между операторами цифровых платформ (маркетплейсов) и партнерами (продавцами или исполнителями услуг), а также владельцами ПВЗ по новому закону является обязательным (ст. 5 Закона № 289-ФЗ). Оператор обязан обеспечить возможность заключения таких договоров на цифровой платформе в электронном виде.
При заключении договоров маркетплейсы будут проверять сведения о лицах, которые имеют намерение стать партнером или владельцем ПВЗ, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГАИС. Перечень проверяемых сведений и порядок проверки определит Правительство России.
К обязательным условиям договора законодатели отнесли в числе прочего:
- требования оператора к продавцам, исполнителям услуг и владельцам ПВЗ;
- порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, в т. ч. порядок и условия приостановления или прекращения принятия заказов партнером-исполнителем;
- порядок взаиморасчетов;
- порядок установления, изменения партнерами цены товара (работы, услуги);
- порядок определения размера вознаграждения оператора за оказание услуг партнеру или владельцу ПВЗ;
- порядок предоставления оператором информации о принципах формирования рейтинга, основаниях и последствиях его изменения;
- порядок доступа к информации о принципах ранжирования результатов поисковой выдачи и об основаниях изменения положения карточки товара в поисковой выдаче;
- порядок установления скидок на предлагаемые товары, работы и услуги;
- исчерпывающий перечень применяемых к сторонам договора мер ответственности, а также основания и порядок их применения;
- порядок обжалования решений и действий оператора в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб, а также порядок дальнейшего разрешения споров.
Договор размещается оператором в интернете и (или) в личном кабинете партнера или владельца ПВЗ с предоставлением беспрепятственного доступа к нему.
Если площадка внесет изменения в договор в одностороннем порядке, то она будет обязана уведомить партнера или владельца ПВЗ об изменениях. Срок уведомления зависит от характера вносимых изменений.
Не менее чем за 45 календарных дней до вступления в силу изменений необходимо будет предупреждать об этом в случае, если они повлекут:
- изменение мер ответственности по договору;
- увеличение размера вознаграждения оператора за оказываемые им услуги или изменение порядка его определения;
- снижение размера вознаграждения владельца ПВЗ или изменение порядка его определения; изменение условий приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и (или) возврата товара партнера-продавца.
В иных случаях площадка будет обязана направлять уведомления о внесении изменений в договор не менее чем за 15 календарных дней до дня вступления их в силу.
При внесении изменений, направленных на улучшение положения партнеров маркетплейса или владельцев ПВЗ, а также приведение условий договоров в соответствие с законодательством, указанные сроки площадка вправе не соблюдать.
Договорные отношения также предполагают установление электронными площадками равных для всех игроков возможностей. Так, если на маркетплейсе будет допускаться возмездное оказание его оператором услуг, влияющих на поисковую выдачу, доступ к таким услугам всем партнерам и владельцам ПВЗ должен быть предоставлен на равных условиях (ч. 1 ст. 10 Закона № 289-ФЗ).
Личный кабинет
Личный кабинет, согласно новому закону, станет основным инструментом взаимодействия между маркетплейсами и его партнерами, а также владельцами ПВЗ. Он будет использоваться:
- для обмена юридически значимыми сообщениями между сторонами (допускаются и иные способы, позволяющие получить обратную связь);
- предоставления партнерами согласия на продажу товаров со скидками и его отзыва (см. Предоставление скидок на товары);
- размещения оператором электронной площадки не реже 1 раза в месяц актуализированных актов сверки взаиморасчетов сторон и иных документов, связанных с формированием таких актов (по нашему мнению, это первичные документы и счета-фактуры) (ч. 2 ст. 11 Закона № 289-ФЗ).
В ч. 2 ст. 13 Закона № 289-ФЗ приведен закрытый перечень оснований, по которым площадка вправе ограничить доступ продавца или владельца ПВЗ к личному кабинету. Такими основаниями являются:
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации;
- обнаружение факта или признаков неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету;
- основания, предусмотренные договором сторон.
Оператор маркетплейса обязан уведомить своего партнера или владельца ПВЗ об ограничении доступа к личному кабинету в первых двух случаях непосредственно в день принятия мер, а в случаях, предусмотренных договором, мотивированное уведомление должно быть направлено не позднее чем за 3 дня (ч. 3 ст. 13 Закона № 289-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 289-ФЗ при ограничении доступа к личному кабинету площадка обязана оставить партнеру возможность пользоваться теми его разделами, которые предназначены для размещения текста договора и актов взаиморасчетов сторон, обмена сообщениями, а также подачи жалоб в рамках системы досудебного разрешения споров (см. Рассмотрение жалоб и разрешение споров).
Если обстоятельства, ставшие причиной ограничения доступа к личному кабинету, будут устранены, оператор обязан отменить примененные меры в течение 48 часов. Если же указанные обстоятельства не будут устранены партнером или владельцем ПВЗ в течение 90 дней, оператор вправе удалить личный кабинет (ч. 5 ст. 13 Закона № 289-ФЗ).
Карточка товара
Новый закон установил правила, касающиеся содержания карточки товара (ст. 7 Закона № 289-ФЗ).
Сама площадка обязана размещать в карточке товара информацию:
- о том, что оператор маркетплейса не является продавцом товара (исполнителем работ или услуг), – за исключением случаев, если он продает товары, выполняет работы или оказывает услуги от своего имени;
- о продаже товара (об оказании услуги) иностранным продавцом (исполнителем) и особенностях покупки товаров, заказа работ, услуг у иностранного партнера;
- регистрации продавца в ГИС "Честный знак", если товар подлежит обязательной маркировке.
Кроме того, маркетплейс при размещении карточки товара обязан обеспечить партнеру техническую возможность указания в ней информации о соблюдении требований законодательства в отношении товара:
- о разрешениях, лицензиях, сертификатах;
- об обязательном или о добровольном подтверждении соответствия;
- об исполнении требований по маркировке;
- о государственной регистрации товаров в едином реестре СГР;
- о возможности приобретения товаров, работ или услуг с использованием электронного сертификата.
Указанная информация должна быть отражена в карточке товара, иначе такая карточка не будет размещена (в отношении товаров, которые подвергаются разрешительным процедурам).
Так, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона № 289-ФЗ, маркетплейсы не должны допускать размещения карточек с информацией о продаже:
- товаров, изъятых из оборота;
- пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию в Реестре пестицидов и агрохимикатов;
- БАДов, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с законодательством РФ и ЕАЭС;
- лекарств и медизделий, не прошедших регистрацию в соответствии с законодательством РФ и ЕАЭС;
- товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, государственной регистрации, обязательной маркировке в соответствии с требованиями отдельных законодательных актов РФ или ЕАЭС, без размещения продавцом в карточке товара специализированной информации, указанной в соответствующих нормативных актах.
Порядок проверки маркетплейсами содержимого карточек и дополнительные требования к ним, включая требования к отображению в карточке цены товара, могут быть установлены Правительством России.
Предоставление скидок на товары
Новый закон коснулся и наиболее острых моментов в отношениях электронных площадок и продавцов и, в частности, урегулировал вопрос о порядке предоставления маркетплейсами скидок за счет партнеров (ст. 9 Закона № 289-ФЗ). Теперь снижение цен на товары будет возможно только в порядке и на условиях, предусмотренных договором, а согласие партнера на снижение цены товара должно быть явно выражено.
При наличии намерения снизить цену на товар маркетплейс обязан будет уведомить партнера не менее чем за 5 рабочих дней до даты предполагаемого снижения и получить его согласие по форме, установленной договором. Также партнер может установить в личном кабинете минимальную цену на товар с указанием ее срока действия либо количества единиц товара, которые могут быть проданы по этой цене. В этом случае направление площадкой уведомления о снижении цены не потребуется, а согласие партнера будет считаться полученным.
Отказаться от выраженного согласия на предоставление скидки продавец сможет в любое время путем направления соответствующего уведомления оператору площадки либо через личный кабинет. Однако такой отказ возможен только в отношении тех единиц товара, договор купли-продажи которых еще не заключен.
Чтобы защититься от излишней щедрости маркетплейсов, у партнеров также будет возможность установить в личном кабинете прямой запрет на продажу их товаров со скидками. В отношении таких товаров уведомления о намерении снизить цену площадки направлять не смогут.
При этом законодатели упредили возможные злоупотребления со стороны маркетплейсов в случае отказа партнеров от предоставления скидок за их счет. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона № 289-ФЗ, отказ от продажи товаров по сниженным ценам не может быть основанием для ограничения доступа партнера к личному кабинету, прекращения размещения карточек товаров или изменения их положения в поисковой выдаче, снижения рейтинга или иного ущемления интересов продавцов.
Рассмотрение жалоб и разрешение споров
Продавцы, исполнители и владельцы ПВЗ смогут обжаловать ограничение или прекращение размещения карточки товара, ограничение доступа к личному кабинету, снижение рейтинга, изменение положения карточки товара в поисковой выдаче и применение к ним иных мер оператором площадки. При этом закон установил обязательный этап досудебного урегулирования возникших разногласий (ст. 14 Закона № 289-ФЗ).
До обращения в суд необходимо будет направить оператору жалобу с использованием системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) непосредственно на маркетплейсе. В свою очередь площадка обязана в срок до 15 календарных дней рассмотреть жалобу и направить ответ на нее посредством той же системы.
Если жалоба будет признана обоснованной, то примененные к партнеру или владельцу ПВЗ меры должны быть отменены площадкой в течение 48 часов.
Порядок досудебного урегулирования не применяется, если ограничение доступа к личному кабинету либо ограничение или прекращение размещения карточки товара установлено по решению суда или органа власти.
Что касается споров партнеров и владельцев ПВЗ с потребителями, то если партнер или владелец ПВЗ возместят причиненный площадкой вред, они смогут воспользоваться правом обратного требования (регресса) к маркетплейсу (ч. 6 ст. 5 Закона № 289-ФЗ).