Комментарии законодательства

Адрес массовой регистрации не будет поводом для проверки достоверности сведений в ЕГРЮЛ

Дата публикации

Документ

Проект приказа ФНС России

Комментарий

Налоговая инспекция вправе провести проверку достоверности сведений, включаемых или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ, реестр), если есть сомнения в их достоверности (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Одним из оснований для такой проверки является включение в реестр адреса юридического лица, который считается адресом массовой регистрации (если по этому адресу зарегистрированы 5 или более организаций). Это следует из абз. 2 подп. 3 п. 2 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@.

ФНС России разработала проект приказа, который исключит эту норму из упомянутого выше документа. Если это произойдет, регистрация организации по месту массовой регистрации больше не будет причиной для проверки со стороны ФНС России.

Напомним, что если в ходе проверки выяснится, что данные в реестре недостоверные, ФНС России должна уведомить проверяемое лицо о необходимости представления достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Получив такое уведомление, нужно внести в реестр изменения, подав в ФНС России заявление по форме № Р13014 или представить документы, свидетельствующие о достоверности данных в реестре. В противном случае налоговая внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице (абз. 2 п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Если запись о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в реестре более 6 месяцев, регистрирующий орган может инициировать исключение организации из реестра (подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Подробнее о процедуре исключения организации из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции читайте здесь.

Запись в реестре о недостоверности информации также может привести к проблемам при работе с контрагентами. Организацию могут посчитать рискованным партнером при заключении сделок, закрыть расчетный счет в банке из-за невозможности обновить данные о клиенте и т. д.

Кроме того, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации Единого государственного реестра, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).