Комментарии законодательства

По какой форме с 01.01.2025 обжаловать решения и действия (бездействие) налоговиков?

Дата публикации

Документ

Приказ ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@

Комментарий

Налогоплательщик вправе обжаловать решения и действия (бездействие) налоговой инспекции (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Порядок обжалования предусмотрен разд. VII НК РФ. При этом для решений ИФНС установлен обязательный досудебный порядок обжалования. Это значит, что прежде, чем обращаться с иском в суд, нужно направить жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ). При этом участие Минфина России в этих процедурах не предусмотрено (письмо Минфина России от 25.04.2024 № 03-02-08/39281).

Согласно ст. 139.2 НК РФ, жалоба подается в письменной форме. При этом направить ее необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Формат и порядок представления жалобы в электронной форме (КНД 1110121) утвержден приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Он действует до 31.12.2024 (включительно).

С 1 января 2025 года подавать жалобу следует по новой форме, утв. приказом ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@ (далее – Приказ). Изменения связаны с тем, что с 2025 года налогоплательщик при направлении жалобы вправе попросить о ее рассмотрении в упрощенном порядке (см. новость).

Так, для выбора порядка рассмотрения жалобы в новой форме предусмотрено поле 2.2 "Жалоба (апелляционная жалоба) рассматривается:", где указывается один из вариантов:

В поле "Предмет обжалования" нужно будет выбрать значение от 1 до 18 (сейчас их 4 – решение ИФНС по проверке, налоговое уведомление, требование об уплате налога, иные документы и действия). К новым относятся:

Также в новой форме появилась строка для указания иных сведений, необходимых для рассмотрения жалобы. Остальные поля жалобы значимых изменений не содержат.

Кроме того, ФНС России комментируемым Приказом утвердила формы документов (заявления, ходатайства и др.), которые ИФНС и налогоплательщики могут использовать при рассмотрении жалобы, например: