Документ
Федеральный закон от 08.08.2024 № 316-ФЗ
Комментарий
В Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 171-ФЗ) внесен ряд изменений. Рассмотрим наиболее важные из них.
Новые требования к опломбированию средств измерения и учета готовой алкогольной продукции
Согласно редакции абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, действовавшей до 01.09.2024, основное технологическое оборудование для производства алкоголя должно было оснащаться автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору. Это правило было единым для производителей:
- вина, игристого вина, плодовой алкогольной продукции, плодовых алкогольных напитков без добавления этилового спирта, виноградосодержащих напитков без добавления этилового спирта, плодовых сброженных материалов;
- пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
С 01.09.2024 средства измерения для оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, медовухи и пуаре могут опломбироваться не только самим Росалкогольтабакконтролем, но и другими органами под его контролем. При этом случаи и порядок такого опломбирования установит Правительство РФ.
Новые обязанности производителей этанола
Согласно п. 13 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, у организаций, имеющих лицензию на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также у соискателей такой лицензии основное технологическое оборудование для производства этилового спирта должно быть соединено коммуникациями с ёмкостями для его приемки. Такие коммуникации должны отвечать требованиям, установленным Росалкогольтабакконтролем.
С 01.03.2025 это должно быть отражено в схеме коммуникаций, соединяющих основное технологическое оборудование с ёмкостями для приемки этилового спирта (этанола). Эта схема представляется в лицензирующий орган для получения лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (п. 1.7 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). Перечень сведений, содержащихся в такой схеме, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 10.08.2020 № 244.
Для приобретения федеральных специальных марок потребуется меньше информации
По действующим правилам (п. 5 ст. 12 Закона № 171-ФЗ) организации, закупающие алкогольную продукцию для ввоза в РФ (в том числе из государств ЕАЭС), в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок указывают в том числе:
- номер (при наличии) и дату договора (контракта) поставки алкогольной продукции, по которому будет осуществляться ввоз продукции в РФ;
- полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения (адрес юридического лица), фактический адрес.
С 01.03.2025 указывать эти сведения в заявлении не нужно, эта норма будет исключена из закона.
Оснований для отказа в выдаче федеральных специальных марок станет меньше
С 01.03.2025 не будут отказывать в выдаче федеральных специальных марок при наличии сведений о (об):
- повторном в течение одного года занижении налоговой базы в налоговых декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную продукцию и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию по сравнению с объемом отгрузки алкогольной продукции, зафиксированным за соответствующий налоговый период;
- аннулировании производителем алкогольной продукции ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и о представлении в налоговый орган нового извещения в связи с уменьшением объема закупаемого этилового спирта (подп. 7 п. 10 ст. 12 Закона № 171-ФЗ).
Зарегистрировать основное технологическое оборудование можно будет через Госуслуги
По правилам, закрепленным в п. 5 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ, документы для регистрации основного технологического оборудования представляются в федеральный орган по контролю и надзору лично или по почте с описью вложения.
С 01.03.2025 это можно сделать также через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (используется физическими лицами, представляющими интересы ИП и юридических лиц при наличии машиночитаемой доверенности (МЧД). Подробнее о ней читайте здесь.
Решение о регистрации или об отказе в регистрации основного технологического оборудования будет выдаваться тем же способом, которым подавалось заявление (п. 9 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ).
Для изменения сведений о технологическом оборудовании понадобится меньше документов
В случае изменения владельца основного технологического оборудования, адреса (места нахождения) его владельца, места нахождения основного технологического оборудования, а также в случае его утилизации, уничтожения или утраты заявитель должен представить в регистрирующий орган копии паспортов основного технологического оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие его идентифицировать, правоустанавливающие документы на основное технологическое оборудование, а также документы, подтверждающие возникновение указанных обстоятельств (изменений) (п. 7 ст. 14.1 Закона № 171-ФЗ). С 01.03.2025 подавать копии паспортов и правоустанавливающие документы не нужно.
Лицензируемых видов деятельности стало меньше
Виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 18 Закона № 171-ФЗ.
С 01.09.2024 из перечня лицензируемых видов деятельности были исключены:
- оборот спиртосодержащей продукции в виде красителей для мебельной промышленности, полиграфических красок и лаков;
- временное нахождение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции) при перегрузке с одного вида транспорта на другой вид транспорта, в том числе при:
- перемещении в границах территорий складов
- или при перегрузке такой продукции с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
При этом должно выполняться условие: стороны договора поставки такой продукции, а также стороны, указанные в сопроводительных документах, не меняются, а договор, заключенный между перевозчиком и получателем продукции, не предусматривает ее хранения.
Получить лицензию на производство алкоголя будет проще
С 01.03.2025 изменится перечень документов, которые нужно представить в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством алкоголя, указанных в п. 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ. Для получения лицензии будет достаточно:
- заявления;
- сведений о своей или привлекаемой испытательной лаборатории;
- подтверждения оплаченного уставного капитала;
- расчета мощности основного технологического оборудования.
Соискателям лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции из числа спиртных напитков (кроме винодельческой продукции) придется представлять в лицензирующий орган дополнительные сведения, в том числе об органах управления и бенефициарах.
Прием документов от соискателей лицензий будет осуществляться только через Госуслуги или ЕГАИС.
Оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта стало больше
С 01.09.2024 дополнен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта (п. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). В перечень оснований добавили:
- введение в отношении заявителя либо юридических лиц, входящих в одну группу лиц или аффилированных с заявителем, процедур в рамках банкротства;
- наличие в отношении заявителя либо юридических лиц, входящих в одну группу лиц или аффилированных с заявителем, в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений;
- наличие информации о регистрации в государстве или на территориях, которые предоставляют льготный налоговый режим и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
- наличие информации о нахождении заявителя в процессе ликвидации или о принятом в отношении заявителя либо юридических лиц, входящих в одну группу лиц или аффилированных с заявителем, решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
- подача заявления о выдаче лицензии на осуществление вида деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции) до истечения трех лет со дня вступления в силу решения об аннулировании ранее выданной заявителю либо юридическому лицу, входящему в одну группу лиц или аффилированному с заявителем.