Комментарии законодательства

ФНС России разработала порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков по видео-конференц-связи

Дата публикации

Документ

Проект приказа ФНС России

Комментарий

Налогоплательщики (уполномоченные представители) вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на акты ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц нижестоящего налогового органа, если посчитают, что такие акты, действия или бездействие нарушают их права (ст. 137, 138 НК РФ).

В общем случае вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу без участия налогоплательщика, который подал эту жалобу. Однако участие налогоплательщика (лица, подавшего жалобу) обязательно, если жалоба подана на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или на решение об отказе в привлечении к ответственности) и в ходе ее рассмотрения без налогоплательщика вышестоящий налоговый орган выявил несоответствия или противоречия между сведениями, представленными нижестоящей инспекцией, и сведениями, представленными налогоплательщиком. Такая жалоба может быть рассмотрена не только при личном присутствии налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе, но и с использованием видео-конференц-связи (п. 2 ст. 140 НК РФ).

ФНС России подготовила проект приказа о порядке рассмотрения жалобы с использованием видео-конференц-связи (далее – ВКС). Такой порядок рассмотрения жалобы может применяться, если есть техническая возможность.

Для начала вышестоящий налоговый орган должен направить налогоплательщику извещение, в котором укажет, что жалобу можно рассмотреть с помощью ВКС или очно. В извещении указывается время и место рассмотрения жалобы. Форму и формат извещения утвердит налоговое ведомство. Вышестоящий налоговый орган может направить извещение в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом. Также извещение может быть передано нижестоящему налоговому органу, который вручит его налогоплательщику под расписку.

После получения этого извещения налогоплательщик должен направить в вышестоящий налоговый орган ходатайство, в котором укажет выбранный способ рассмотрения жалобы. Ходатайство должно быть представлено в налоговый орган не позднее одного рабочего дня до даты рассмотрения жалобы.

Если налогоплательщик укажет в ходатайстве очное участие либо не представит ходатайство в установленный срок, то жалоба будет рассматриваться очно по месту нахождения вышестоящего налогового органа. Если в ходатайстве он укажет ВКС, то жалоба будет рассматриваться по ВКС по месту нахождения нижестоящего налогового органа.

Копию видеозаписи рассмотрения материалов жалобы налоговые органы будут хранить 10 лет. Налогоплательщик вправе получить копию видеозаписи в нижестоящем налоговом органе.