Документ
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ"
Внимание
Принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ с учетом поправок. Подробнее см. комментарии.
Комментарий
Минфин России подготовил по поручению Правительства России законопроект, предусматривающий многочисленные поправки в НК РФ (налоговая реформа). Изменения коснутся и налога на прибыль. Они должны вступить в силу с 01.01.2025. Обозначим наиболее важные изменения.
Повышение ставок налога на прибыль
Поправки касаются повышения как общей ставки для расчета налога, так и некоторых специальных ставок.
1) Повышение общей ставки с 20 % до 25 %.
Действующей редакцией пункта 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что налог на прибыль организации в большинстве рассчитывают по ставке 20 %. При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3 %, зачисляется в федеральный бюджет, а 17 % – в бюджет субъекта РФ.
Проектом запланировано повышение с 01.01.2025 той ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет. Она увеличится до 8 %. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль будет 25 %.
2) Повышение ставки для ИТ-организаций.
В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 процентов, не платят налог на прибыль, т. к. ставка для них составляет 0 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Проектом поправок предусмотрено, что на период с 2025 года по 2027 год (включительно) ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:
- 5 % – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
- 0 % – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.
3) Изменение ставки для личных фондов.
Сейчас ставка налога для личных фондов составляет 15 % (2 % зачисляются в федеральный бюджет, 13 % – в бюджеты субъектов РФ). С 2025 года ставка налога на прибыль для этой категории плательщиков повысится до 22 % (9 % – в федеральный бюджет, 13 % – в бюджеты субъектов РФ).
Подробнее о личных фондах мы писали здесь.
4) Повышение ставки для иностранных компаний.
Прибыль иностранных организаций, которая не связана с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25 %. На данный момент налог уплачивается по ставке 20 %. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог в указанном случае исчисляет, удерживает из дохода иностранной компании и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Изменения в применении повышающих коэффициентов
Действующей редакцией НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В частности, с коэффициентом 1,5 учитываются:
- расходы на приобретение основных средств (их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования), которые включены в Реестр российской радиоэлектронной продукции, относятся к сфере искусственного интеллекта, включены в Перечень российского высокотехнологичного оборудования, при формировании первоначальной стоимости ОС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- расходы на приобретение или создание амортизируемых нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при формировании первоначальной стоимости таких НМА (абз. 13 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- расходы на НИОКР, названные в Перечне, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 988 (п. 7 ст. 264 НК РФ);
- расходы на приобретение права использования программ для ЭВМ и баз данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ)
В соответствии с законопроектом такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2.
Введение федерального инвестиционного вычета
По действующим нормам можно уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж по налогу), который зачисляется в региональный бюджет. Это можно сделать путем применения инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Суть его состоит в том, что расходы на приобретение и модернизацию основных средств, на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, пожертвования, перечисленные НКО, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также иные расходы, поименованные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в определенных пределах уменьшают налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ.
См. об этом в статье.
Законопроект предусматривает установление федерального инвестиционного вычета. Его применению будет посвящена новая ст. 286.2 НК РФ. Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.
В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.
Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежи) может быть уменьшена до нуля. Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода. Однако Правительство России установит максимальный период, в пределах которого правомерно учесть остаток вычета.
Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.
Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).
При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:
- иностранные организации – налоговые резиденты РФ;
- организации, которые являются участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат, попутный газ);
- организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, подакцизного винограда, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из газового конденсата стабильного и (или) сжиженного углеводородного газа).
Отметим, что объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.
В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.
Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то налогоплательщик обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.
Таким образом, текущей версией поправок в НК РФ предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:
- категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет;
- категории и признаки ОС и НМА, к которым применяется указанный вычет;
- порядок и условия применения федерального инвестиционного вычета;
- порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета;
- условия отказа от вычета;
- виды нарушений, при наступлении которых организация обязана восстановить и уплатить сумму налога, которая не была уплачена в связи с применением вычета, а также пени.
Для этого должны быть приняты отдельные нормативные акты.