Документ
Постановление Правительства России от 13.02.2024 № 152
Комментарий
Утилизационный сбор взимается за (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ):
- каждое колесное транспортное средство (шасси),
- каждую самоходную машину,
- каждый прицеп к ним.
Утилизационный сбор платят производители и импортеры транспортных средств, названных в Перечне, утв. постановлением Правительства России (п. 2, 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ). Так, Перечень колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также Правила взимания утилизационного сбора по ним утверждены постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила).
В названные Правила Правительство России постановлением от 13.02.2024 внесло поправки. Они начнут действовать с апреля 2024 года. Изменения состоят в следующем.
Расчет утилизационного сбора по колесным ТС, растаможенным на территории ЕАЭС
Правила дополнены формулой, по которой утилизационный сбор нужно рассчитывать по колесным ТС, выпущенным таможенными органами на территории стран ЕАЭС по ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
Сбор по таким ТС равен величине утилизационного сбора, исчисленного в общем порядке, увеличенного на следующие величины (п. 1 Изменений, утв. постановлением № 152):
- разница между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости из перечня автомобилей (ежеквартально публикуется на сайте Минпромторга России), и уплаченной таможенной пошлиной по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора). Либо это разница между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из объема двигателя, указанного в одобрении типа ТС (или свидетельстве о безопасности конструкции ТС), и фактически уплаченной по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора);
- разница между НДС, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости из перечня автомобилей (ежеквартально публикуется на сайте Минпромторга России), и фактически уплаченным НДС по данным декларации на товар (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора);
- разница между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в одобрении типа ТС (свидетельстве о безопасности конструкции ТС), и фактически уплаченной по данным декларации (в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора).
Такие изменения вступят в силу 01.04.2024. Контролировать корректность расчета будет таможенная служба.
Как сказано на сайте Правительства России, эти поправки направлены на то, чтобы налоги и сборы, недоплаченные импортерами колесных ТС вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, учитывались в составе утилизационного сбора. Это позволит избежать ситуаций, когда организации и физлица, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России.
См. здесь.
Отдельные правила ввоза ТС с электродвигателями
При ввозе колесных ТС, оснащенных электродвигателями (в т. ч. гибридными силовыми установками последовательного типа), процедуру растаможивания необходимо проходить только на территории России (п. 2 Изменений, утв. постановлением № 152).
В этой части поправки начнут действовать с 01.04.2024.
Сроки уплаты утилизационного сбора для производителей прицепов
Производители колесных ТС, признанные крупнейшими, должны уплачивать утилизационный сбор в отдельные сроки. Они прописаны в п. 22 Правил. Правительство России внесло поправки в этот пункт, а именно дополнило положениями о сроках уплаты сбора для крупнейших производителей прицепов.
Установлено, что сбор за IV квартал 2023 года такие производители должны заплатить до 15 апреля 2024 года (п. 3 Изменений, утв. постановлением № 152). Ранее в Правилах была прописана дата уплаты сбора такими производителями только за II квартал 2023 года. Указанное положение действует с 14.02.2024.