Документ
Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ
Комментарий
Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон № 565-ФЗ). Большая часть положений Закона № 565-ФЗ вступила в силу 1 января 2024 года. Новый закон полностью заменит Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1) только с 1 января 2025 года.
Рассмотрим нормы Закона № 565-ФЗ, на которые следует обратить внимание работодателям.
Отчетность в службу занятости населения
Работодатели (организации и ИП) обязаны отчитываться в службу занятости населения. Новый закон скорректировал правила представления таких отчетов.
Работодатели, как и прежде, должны сообщать в службу занятости о решении о ликвидации организации, прекращении деятельности ИП, о сокращении численности (штата) работников и возможном расторжении трудовых договоров. Такие отчеты организации (ИП), как и раньше, представляют не позднее чем за 2 месяца (при массовых сокращениях – не позднее чем за 3 месяца), ИП – не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий. С 01.01.2024 в службу занятости нужно сообщать также об изменении и отмене указанных решений в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения (п. 1, 2 ч. 1, ч. 4 ст. 53 Закона № 565-ФЗ).
Работодатели также обязаны сообщать в службу занятости о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое, о временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Такие отчеты организации (ИП), как и прежде, представляют в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
С 01.01.2024 в службу занятости нужно сообщать также об изменении и отмене указанных решений в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения (п. 3, 4 ч. 1, ч. 5 ст. 53 Закона № 565-ФЗ).
О применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) необходимо сообщать в службу занятости в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Такие сроки представления отчета применяются с 01.01.2024 (п. 5 ч. 1, ч. 5 ст. 53 Закона № 565-ФЗ). Напомним, раньше о применении таких процедур нужно было сообщать ежемесячно, но точные сроки представления отчета в Законе № 1032-1 не были установлены.
Также работодатели должны сообщать в службу занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях (в т. ч. о потребности в их замещении). С 01.01.2024 установлен срок представления такого отчета, а именно – в течение 5 рабочих дней со дня появления вакансий, а об изменении указанной информации – в течение 5 рабочих дней со дня возникновения изменений (п. 6 ч. 1, ч. 6 ст. 53 Закона № 565-ФЗ). До этого такие сведения представлялись ежемесячно, но точные сроки в Законе № 1032-1 не указывались.
Отчет о выполнении квоты для приема на работу инвалидов с 01.01.2024 представляется ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Закона № 565-ФЗ). До этого такие сведения представлялись ежемесячно, но точные сроки в Законе № 1032-1 не указывались.
С 01.01.2024 вводится обязанность сообщать в службу занятости об иных действиях и событиях, влияющих на положение на рынке труда в РФ. Порядок и сроки представления таких сведений установит Правительство России (п. 8 ч. 1 ст. 53 Закона № 565-ФЗ). В настоящее время перечень событий, а также порядок и сроки представления сведений о них в службу занятости еще не утверждены.
Кроме того, в ч. 8 ст. 53 Закона № 565-ФЗ закреплено, что работодатели не должны представлять в службу занятости населения сведения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности (штата), введении неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, простоя и др., если такие мероприятия у них не проводятся. Также в службу занятости не требуется направлять сведения при отсутствии у работодателей свободных рабочих мест и вакантных должностей. Эти правила также применяются с 1 января 2024 года.
Чтобы проинформировать службу занятости, работодатели должны разместить необходимые сведения:
- на Единой цифровой платформе "Работа в России"
- или на других информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация. Порядок размещения сведений утвердит Правительство России.
Напомним, правила подачи указанных сведений с использованием ЕЦП "Работа в России" установлены постановлением Правительства России от 13.05.2022 № 867.
Подробнее см. Работа с ЕЦП "Работа в России"
Квотирование рабочих мест для инвалидов
С 1 сентября 2024 года для работодателей, среднесписочная численность работников которых превышает 35 человек, субъекты РФ обязаны установить квоты для приема на работу инвалидов. Размер квоты составит от 2 до 4 % от среднесписочной численности работников (ст. 38 Закона № 565-ФЗ).
В настоящее время субъектом РФ устанавливается квота (от 2 до 4 % среднесписочной численности сотрудников) в обязательном порядке только для работодателей с численностью сотрудников свыше 100 человек. Для работодателей с численностью сотрудников от 35 до 100 человек регионы могут, но не обязаны вводить квоты в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников (п. 1 ст. 13.2 Закона № 1032-1). Эти правила будут действовать до 1 сентября 2024 года.
При этом субъект РФ вправе дифференцировать размер квоты для приема на работу инвалидов для:
- различных видов экономической деятельности;
- различных муниципальных образований субъекта РФ;
- работодателей с различной среднесписочной численностью работников.
Методические рекомендации по установлению размера квоты утвердит Минтруд России.
Еще одно новшество установлено законом: работодатели освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов (ч. 9 ст. 38 Закона № 565-ФЗ):
- если они являются общественными объединениями инвалидов,
- в других случаях, которые установит Правительство России.
Профилирование работодателей
С 1 сентября 2025 года вводится профилирование работодателей, которое представляет собой распределение работодателей на группы в зависимости от следующих факторов:
- организационно-правовой формы;
- вида экономической деятельности;
- финансово-экономического положения;
- других характеристик.
Профилирование проводится для предоставления работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 1 ст. 2 Закона № 565-ФЗ). Пока не вполне ясно, какие именно меры поддержки будут предоставлять работодателям, а также как профилирование будет влиять на это. Возможно, в 2024 году Минтруд России утвердит нормативные акты, которые урегулируют вопросы, связанные с профилированием работодателей. Мы будем держать в курсе, следите за новостями на нашем сайте.