Документ
Приказ Минтруда России от 27.02.2023 № 101н
Комментарий
Расходы, которые работодатели несут в соответствии с ТК РФ на обеспечение безопасных условий труда (иначе говоря, предупредительные меры), можно возместить (в пределах установленных лимитов) после согласования с Социальным фондом России (СФР).
Правила такого финансового обеспечения предупредительных мер утвержден приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (далее – Правила). Мы ранее писали о них здесь.
11 июля 2023 года вступают в силу поправки в Правила. Они утверждены приложением к приказу Минтруда России от 27.02.2023 № 101н (далее – Приложение № 101н).
Напомним, Правила содержат:
- перечень мероприятий, расходы на которые можно возместить;
- перечень документов, которые нужно представить в СФР для подтверждения затрат на соответствующие мероприятия;
- порядок и сроки обращения в СФР за возмещением затрат.
Изменения затронули каждый из этих пунктов.
Уточнены предупредительные мероприятия, затраты на которые подлежат возмещению
Согласно п. 3 Правил в числе прочих расходов можно возместить расходы на:
- обучение охране труда и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий сотрудников (пп. "в" п. 3 Правил);
- приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов, обеспечивающих проведение обучения безопасного ведения работ (пп. "м" п. 3 Правил).
Поправки в Правила по большей части затронули именно эти мероприятия.
- Расширен перечень лиц, затраты на обучение которых можно возместить (пп. "а" п. 1 Приложения № 101н).
По действующей редакции Правил средства, израсходованные на обучение охране труда, можно возместить, если обучение проходят определенные категории работников. В их числе руководители организаций, отнесенных к категории МСП, работники организаций – субъектов МСП, которые занимаются охраной труда, руководители государственных (муниципальных) учреждений.
Поправками расширен перечень лиц, затраты на обучение которых подлежат возмещению. В частности, можно будет возместить расходы на обучение охране труда руководителей любых организаций, если на них возложены обязанности по охране труда. Новый перечень упомянутых лиц выглядит так:
- руководитель организации, заместители руководителя организации, руководители филиалов и их заместители, на которых приказом страхователя возложены обязанности по охране труда;
- руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители;
- специалисты по охране труда;
- работники рабочих профессий;
- члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, работник, назначенный на микропредприятии работодателем для проведения проверки знания требований охраны труда;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных представительных органов организаций;
- отдельные категории работников организаций, непосредственно выполняющих работы повышенной опасности, и работников, ответственных за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, подлежащих обязательному обучению по охране труда.
- Уточнены устройства и оборудование, обеспечивающие проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, расходы на покупку которых подлежат возмещению (пп. "е" п. 1 Приложения № 101н).
В действующей редакции Правил не конкретизирован список устройств, оборудования, затраты на приобретение которых можно возместить. В новой редакции Правил прямо указано, что к ним относятся, в частности, компьютерные тренажеры, программное обеспечение, видеофильмы.
Скорректирован перечень подтверждающих документов
Согласно п. 6 Правил для обоснования затрат на предупредительные меры страхователь должен представить в СФР оправдательные документы. Они различаются в зависимости от вида понесенных затрат.
Изменениями скорректирован перечень таких документов для определенных случаев (п. 4 Приложения № 101н).
- При затратах на проведение спецоценки условий труда (СОУТ).
С 11.07.2023 исключается требование о необходимости представления копии локального нормативного акта работодателя о создании комиссии по проведению СОУТ. При этом уточняется, что копия договора с организацией, проводящей СОУТ, должна содержать идентификационный номер предстоящей СОУТ. Этот номер компания, проводящая СОУТ, должна сообщить работодателю до начала проведения работ в рамках СОУТ (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
- При расходах на мероприятия в целях приведения уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно Изменениям вместо копий отчетов о проведении СОУТ потребуется предоставить сведения об идентификационном номере:
- отчета о проведении СОУТ, в котором содержатся сведения о превышении предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах,
- отчета о проведении СОУТ, в котором содержатся сведения о снижении класса (подкласса) условий труда на рабочих местах после проведения соответствующих мероприятий.
- При затратах на обучение по охране труда и (или) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности,
По действующей редакции Правил в числе оправдательных документов работодатель должен представить копию приказа о направлении работников на обучение. Изменениями уточняется, что в качестве такого документа может выступать любой локальный нормативный акт по организации.
Помимо этого, с 11.07.2023 можно обращаться в СФР за возмещением расходов на обучение, если такое обучение осуществлялось по договору с ИП, аккредитованным в установленном порядке (т. е. состоящем в реестре лиц, аккредитованных в порядке, утв. постановлением Правительства России от 16.12.2021 № 2334).
В настоящий момент в Правилах речь идет о договоре на обучение, заключенном только с юрлицом (пп. "в" п. 6 Правил).
- При расходах на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ) сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
С 11.07.2023 из Правил исключено требование о представлении перечня СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, а также копий сертификатов (деклараций) соответствия приобретенных СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).
Законодатели уточнили, что вместо копии заключения о подтверждении производства СИЗ на территории Российской Федерации или декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара можно предоставить выписку из реестра промышленных товаров государств – членов ЕАЭС.
- При затратах на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников.
В указанном случае в числе оправдательных документов необходимо представить копию списка работников, которые подлежат обязательным медосмотрам. При этом сейчас в Правилах закреплено, что в списке должны быть указаны условия труда по результатам СОУТ. Благодаря Изменениям требование о наличии сведений о СОУТ исключено.
- При расходах на обеспечение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работников, которым выдача таких продуктов положена законодательно.
В соответствии с Изменениями для обоснования названных затрат вместо копии сводной ведомости о результатах СОУТ работодатель должен предоставить идентификационный номер отчета о проведении СОУТ.
Предоставлена возможность повторного обращения в СФР за возмещением дополнительных расходов
Напомним, что заявление о финансовом обеспечении затрат на предупредительные меры работодатель должен подать в орган СФР по месту своей регистрации не позднее 1 августа текущего года (п. 4 Правил). До 20 ноября текущего года страхователю предоставлено право обратиться в СФР за внесением изменений в план финансового обеспечения (в пределах ранее утвержденной суммы обеспечения). Это закреплено в п. 14 Правил.
Согласно внесенным поправкам работодатель сможет также до 20 ноября текущего года обратиться в СФР с заявлением о возмещении дополнительных расходов на предупредительные меры в виде оплаты санаторно-курортного лечения работникам предпенсионного возраста, если ранее план финансового обеспечения затрат был согласован без учета такой оплаты (п. 9 Приложения № 101н).
В этом случае вместе с заявлением необходимо подать следующие документы (или их копии) (пп. "д" п. 6 Правил):
- заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров или копию справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070/у);
- список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
- копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, и (или) счетов на приобретение путевок (если санаторно-курортная организация является структурным подразделением работодателя);
- калькуляцию стоимости путевки.
Как сказано выше, Изменения в Правила вступают в силу 11.07.2023. Поэтому полагаем, что работодатели, которые обратятся с заявлением о возмещении затрат на предупредительные меры до этой даты, после 11.07.2023 вправе (но не обязаны) подать в СФР оправдательные документы с учетом новых требований к ним.
С 11.07.2023 обращаться в СФР потребуется уже с учетом Изменений, внесенных в Правила.