Документ
Приказ Минтранса России от 12.01.2022 № 5
Комментарий
Минтранс России внес изменения в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424 (далее – Приказ № 424). Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Рассмотрим изменения подробнее.
Фельдъегерская служба больше не должна соблюдать Приказ № 424
Требования Приказа № 424 больше не будут распространяться на водителей автомобилей, органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи (ГФС России). Их добавили в перечень исключений, закрепленный в п. 1 Приказа № 424.
Работодатель вправе увеличивать период суммированного учета рабочего времени водителей
Согласно п. 5 Приказа № 424 нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Если по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, работодатель вправе установить суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода в 1 месяц. Продолжительность этого периода может быть увеличена до трех месяцев, однако в действующей редакции Приказа № 424 не уточняется, кто может принять такое решение. В новой редакции п. 5 Приказа № 424 говорится, что это входит в компетенцию работодателя. Кроме того, уточняется, что продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, который является ИП и управляет автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
Водители-ИП вправе делить свою смену на части и устанавливать время обеда самостоятельно
В соответствии с п. 7 Приказа № 424 с согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В Минтрансе России уточнили, что решение о разделении рабочего дня в этом случае принимается работодателем. Кроме того, добавлено правило, согласно которому разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, индивидуального предпринимателя, управляющего автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.
Правила предоставления водителям времени для отдыха и питания (п. 17 Приказа № 424) дополнены нормой, согласно которой водитель, являющийся ИП и управляющий автомобилем самостоятельно, вправе определять время для своего перерыва самостоятельно. При этом на него распространяются общие правила предоставления перерыва – периодичность, длительность и т. д., установленные п. 17 Приказа № 424.
Вахтовики смогут отдыхать меньше, но с компенсацией
Согласно п. 19 Приказа № 424 еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Для водителей, которые работают вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и эксплуатируют автомобили вне границ населенных пунктов, добавили правило, согласно которому они могут отдыхать не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации этого сокращения отдыха между вахтами в течение учетного периода.
Напомним, что Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, утвержденные Приказом № 424, распространяются на водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей, являющихся ИП и управляющих автомобилями самостоятельно. Приказ № 424 не распространяется на водителей:
- осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- занятых на международных перевозках;
- осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- легковых автомобилей ведомственной охраны;
- пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
- автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи (с 1 сентября 2022 года).