Документ
Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 421
Комментарий
30 марта 2022 года вступили в силу поправки в следующие стандарты внутреннего государственного финансового контроля:
- Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц), утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (далее – Стандарт № 100);
- Планирование проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208;
- Реализация результатов проверок, ревизий и обследований, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее – Стандарт № 1095);
- Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов, утв. постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт № 1235);
- Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 (далее – Стандарт № 1237);
- Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1478.
Часть поправок носят технический характер, устраняют неточности в формулировках стандартов. Далее рассмотрим, в чем состоят существенные изменения.
Стандарт № 100
Расширены права должностных лиц органа контроля. Им разрешается:
- беспрепятственно посещать помещения и территории, которые занимает объект встречной проверки, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
- запрашивать у органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также организаций – владельцев и (или) операторов информационных систем, пользователем которых является объект контроля, доступ к данным этих систем.
Должностные лица объектов контроля вместе с возражениями на акт (заключение) по результатам проверки, ревизии (обследования) представляют в орган контроля документы, подтверждающие обоснованность возражений (при необходимости).
Стандарт № 1095
По результатам рассмотрения материалов проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) органа контроля может принять решение:
- о назначении внеплановой камеральной проверки. Ранее говорилось только о решении в отношении внеплановой выездной проверки (ревизии). Если при этом имеются письменные возражения от объекта контроля и дополнительные документы, относящиеся к проверенному периоду, которые влияют на выводы по результатам проверки (ревизии), объект контроля должен объяснить, почему эти документы не были представлены в ходе проверки (ревизии);
- о направлении в суд исков о признании закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с ГК РФ.
Повторное решение о назначении внеплановой камеральной проверки в отношении одного и того же объекта контроля, темы проверки и проверяемого периода не может быть принято по результатам повторной проверки (ревизии). Ранее аналогичный запрет был установлен только в отношении внеплановой выездной проверки (ревизии).
В ходе рассмотрения материалов проверки может привлекаться руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля, в т. ч. для анализа письменных замечаний (возражений, пояснений) на акт, заключение.
Руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля вправе дополнительно представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт, заключение, давать устные пояснения к письменным замечаниям на акт, заключение. Орган контроля направляет объекту контроля информацию о результатах рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) не позднее даты принятия такого решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе рассматривать материалы проверки с участием коллегиального органа (коллегиальных органов), состоящего из должностных лиц органа контроля.
Копии представления, предписания направляются определенным органам власти не позднее 7 рабочих дней со дня их направления объекту контроля (ранее было предусмотрено одновременное направление). В перечень таких органов власти добавлены:
- распорядитель бюджетных средств, если объект контроля является подведомственным ему получателем бюджетных средств;
- орган исполнительной власти (местного самоуправления), предоставивший объекту контроля средства из бюджета.
Неисполнение представления в части устранения бюджетных нарушений, предусмотренных гл. 30 БК РФ, является основанием для принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля о направлении в финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Стандарт № 1235
Дата начала проведения контрольного мероприятия может быть изменена. Соответствующее дополнение внесено в п. 13 Стандарта № 1235.
Мотивированное решение о внесении изменений в решение о назначении (приостановлении, отмене) контрольного мероприятия может направить должностное лицо, вышестоящее по отношению к руководителю контрольного мероприятия. Такое положение установлено для случаев, когда руководитель контрольного мероприятия не может исполнять обязанности по следующим причинам:
- временной нетрудоспособности или неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей;
- безвестного исчезновения, документально подтвержденного органами внутренних дел.
Контрольное мероприятие отменяется до даты начала его проведения в случаях ликвидации (упразднения) объекта контроля, неосуществления объектом контроля в проверяемом периоде деятельности в соответствии с темой контрольного мероприятия.
В отношении камеральных проверок внесены следующие изменения:
- срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от объекта контроля в полном объеме информации, документов и материалов, представленных по запросу;
- если в ходе контрольных действий выявлена необходимость получения от объекта контроля дополнительной информации, документов и материалов, должностное лицо органа контроля направляет дополнительный запрос;
- в срок проведения камеральной проверки не засчитывается период времени со дня отправки дополнительного запроса до дня получения от объекта контроля в полном объеме запрошенных информации, документов и материалов.
Справка о завершении контрольных действий при проведении обследования (встречной проверки) объекту контроля (объекту встречной проверки) не направляется.
Если копии электронных документов представлены объектом контроля на цифровом носителе, он приобщается к материалам контрольного мероприятия.
Стандарт № 1237
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы на решение органа контроля (его должностных лиц) этот срок по ходатайству заявителя может быть восстановлен.
Перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения дополнен следующими причинами:
- основания, указанные в жалобе, ранее были рассмотрены тем же органом контроля в порядке, предусмотренном Стандартом № 1095, в качестве замечаний (возражений, пояснений) на акт проверки (ревизии), заключение по результатам обследования;
- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Если обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без рассмотрения, носят устранимый характер, заявителю разъясняется право на повторное обращение с жалобой после устранения таких обстоятельств в пределах срока, установленного для обжалования.