Документ
Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448
Комментарий
О том, что проверки аккредитованных ИТ-организаций должны быть приостановлены до конца 2024 года, мы сообщали ранее в комментарии к Федеральному закону от 08.03.2022 № 46-ФЗ (см. здесь). Во исполнение положений указанного Закона № 46-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 24.03.2022 № 448 (далее – Постановление № 448), в котором разъяснены особенности моратория на проверки.
Отметим, новой статьей 26.4 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в редакции Закона № 46-ФЗ) освобождение дается только от плановых проверок. Однако Постановление № 448 не выделяет отдельно виды проверок (плановые, внеплановые), которые нельзя проводить в отношении ИТ-компаний. В нем говорится в целом о контрольных мероприятиях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее – Закона № 248-ФЗ). Исключением является только проведение профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования и самообследования. Это позволяет сделать вывод, что ИТ-компании освобождены не только от плановых, но и внеплановых проверок.
Постановление № 448 действует с момента официального опубликования (п. 6 постановления № 448). Опубликовано оно было 25.03.2022.
В постановлении № 448 прописано, что от проверок освобождаются ИТ-компании, получившие аккредитацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 929. Однако заметим, что ранее аккредитация таких компаний регулировалась постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758. Полагаем, что в отношении ИТ-компаний, получивших в установленном порядке аккредитацию в соответствии с этим постановлением, также будет действовать запрет на проверки.
При этом предусмотрены следующие особенности:
- если проверка ИТ-компании уже была назначена и дата начала проверки приходится на период после вступления в силу комментируемого постановления № 448, проверяющие в течение 3 рабочих дней после вступления в силу постановления № 448 должны принять решение об отмене проверки (п. 3 постановления № 448). Сведения о прекращении проверки вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Учитывая, что постановление № 448 действует с 25.03.2022, решение об отмене назначенной проверки должно быть принято до 30 марта 2022 года включительно.
- если проверка ИТ-компании уже осуществляется, то после вступления в силу постановления № 448 проверка должна быть завершена в течение 5 рабочих дней (с вынесением акта). Предписания об устранении выявленных нарушений по итогам таких проверок не выносятся (п. 4 постановления № 448).
Поскольку постановление № 448 вступило в силу 25.03.2022, проверка должна быть завершена не позднее 1 апреля 2022 года.
Заметим, что постановлением № 448 (помимо прочего) утверждены изменения порядка осуществления в 2022 году государственных и муниципальных проверок иных отраслей бизнеса (далее – Изменения). Этот порядок регулируется недавно принятым постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (далее – постановление № 336). См. комментарий здесь.
В соответствии с постановлением № 336 до окончания 2022 года отменены плановые проверки организаций и ИП. Однако внеплановые проверки могут проводиться по ряду оснований. В их числе – внеплановые проверки (без согласования с прокурором) при наступлении события, указанного в программе проверок (пп. "б" п. 3 постановления № 336).
По этому основанию осуществляются проверки в рамках государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), контроля за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (абз. 6 п. 3 постановления № 336). Постановлением № 448 приведенный список дополнен проверками в рамках государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств (пп. "б" п. 1 Изменений).
Также уточняется, что в 2022 году по согласованию с прокурором допускаются внеплановые проверки бизнеса еще по одному основанию. Это случай, когда организация или ИП подают заявление о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, а предоставление такого статуса или специального разрешения (лицензии) предусматривает проведение проверки (п. "б" п. 1 Изменений).
Отметим, что отдельные виды проверок не относятся к государственному и муниципальному контролю (ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ). Поэтому, как и прежде, могут проводиться следующие виды проверок:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
- оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
- производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
- рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
- проверка устранения обстоятельств, в связи с которыми было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности;
- деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
- прокурорский надзор;
- расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
- деятельность органов внешней разведки РФ, органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности; федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ.