Документ
Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 № 68
Комментарий
Право на ежемесячное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), на ежемесячные пособия на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет соответственно, имеют малоимущие семьи. Это семьи, у которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за такой выплатой (ст. 9, 10.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ), пп. "а" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 199).
Правила и порядок назначения и выплаты названных пособий регулируются постановлениями Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 (далее – Правила № 1037) и от 31.03.2020 № 384 (далее – Порядок № 384).
Позднее в Порядок № 384 (о назначении пособий на детей от 3 до 7 лет) были внесены многочисленные поправки. Мы писали об этом в комментарии.
С 01.02.2022 вступили в силу очередные изменения в названный Порядок (далее – Изменения). Они предусмотрены постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 № 68 (далее – Постановление № 68).
Заметим, что этим же Постановлением № 68 внесены поправки и в Правила № 1037 (о назначении пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности и на детей от 8 до 17 лет).
Изменения в Порядок и Правила практически идентичны. Они касаются по большей части правил определения среднедушевого дохода.
Обратим внимание на основные положения Изменений.
Особенности подачи заявления для назначения пособий
Поправками закреплено положение о том, что заявителю (родителю ребенка или беременной женщине) не нужно подавать заявление для перерасчета назначенной выплаты в связи с изменением величины прожиточного минимума (пп. "а" п. 1, п. 2 Изменений, п. 2(3) Порядка № 384, п. 27 Правил № 1037).
Дело в том, что комментируемые пособия рассчитываются исходя из величины прожиточного минимума (п. 2 Порядка № 384, ст. 10, 10.3 Закона № 255-ФЗ). Ежегодно с 1 января устанавливается новая величина прожиточного минимума. А выплата назначается:
- на 12 месяцев с даты, когда ребенку исполнилось 3 года (в отношении выплат на ребенка от 3 до 7 лет) или 8 лет (в отношении выплат на ребенка от 8 до 17 лет) (п. 6, 8 Порядка № 384, п. 55, 56 Правил № 1037);
- на 6 месяцев с даты постановки на учет в медучреждении до даты родов (в отношении ежемесячного пособия беременной женщине) (ст. 9.1 Закона № 255-ФЗ).
В связи с этим возможна ситуация, когда, к примеру, выплата назначена с июня 2021 по май 2022 года, а прожиточный минимум изменился с 01.01.2022. Подавать заявление на перерасчет выплаты с 01.01.2022 не потребуется, т. к. поправками установлено, что такой перерасчет происходит автоматически.
Также Порядок и Правила уточнены положением, в соответствии с которым лично обратиться с заявлением для назначения выплат в уполномоченный орган родитель вправе по месту жительства или по месту пребывания (пп. "а" п. 1. п. 2 Изменений, п. 9 Порядка № 384, п. 4 Правил № 1037).
Перечень документов для получения ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет
Согласно п. 13 Порядка № 384 вместе с заявлением на получение ежемесячной выплаты на ребенка необходимо представить документы, подтверждающие ту или иную жизненную ситуацию (доход), поименованную в этом пункте.
Перечень сведений Изменениями дополнен. Так, родителю нужно представить документы (пп. "а" п. 1 Изменений):
- о размере любых денежных выплат, выплачиваемых обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров (пп. "н" п. 13 Порядка № 384).
Ранее сведения требовалось подавать только о стипендиях, а в отношении лиц, которые учатся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, только для аспирантов;
- о наличии в собственности у заявителя и членов его семьи зданий с назначением "жилое", "жилое строение", "жилой дом", помещений с назначением "жилое", земельных участков, а также авто- и мототранспортных средств, стоимость приобретения которых полностью оплачена государством в рамках соцподдержки (пп. "ч", "ш" п. 13 Порядка № 384).
Отметим, что до внесения поправок сведения требовалось подавать только по тем объектам, которые предоставлены семье уполномоченным органом субъекта РФ или муниципального образования;
- о размере денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других органов, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, если заявитель либо члены семьи являются (являлись) сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел РФ (пп. "с" п. 13 Порядка № 384);
- о нахождении автотранспортного (мототранспортного) средства, маломерного судна, самоходной машины или другого вида техники под арестом и (или) в розыске (пп. "щ" п. 13 Порядка № 384).
Норма начнет действовать с 01.04.2022 (п. 2 Постановления № 68);
- о грантах, субсидиях и иных целевых поступлениях в рамках поддержки предпринимательства (пп. "ы" п. 13 Порядка № 384);
- о беременности женщины в периоде, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, либо на дату подачи заявления о назначении выплаты (пп. "э" п. 13 Порядка № 384).
Этот пункт вступает в силу с 01.04.2022 (п. 2 Постановления № 68). Напомним, что среднедушевой доход рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении выплаты (п. 22 Порядка № 384).
Основания для отказа в назначении пособий
В назначении ежемесячных выплат могут отказать. Основания для этого приведены в п. 16 Порядка № 384 и п. 13 Правил № 1037. Поправками уточнен перечень имеющихся оснований.
Так, отказать в назначении пособия могут, если у родителя или члена семьи в собственности имеется определенное количество помещений с назначением "жилое", "жилое строение", "жилой дом", гаражей, машиномест, земельных участков, авто- и мототранспортных средств, зданий с назначением "садовый дом", "нежилое".
С 01.02.2022 поправками уточнено, что при принятии решения об отказе в назначении выплаты не будут учитываться упомянутые виды имущества, но только при условии, что они полностью оплачены за счет денежных средств, полученных в рамках государственной социальной поддержки. Ранее не учитывались только те объекты, которые непосредственно предоставлены регионом или муниципалитетом.
А с 01.04.2022 при принятии решения об отказе в назначении выплаты в расчет не будут приниматься авто- и мототранспортные средства, маломерные суда, самоходные машины и другие виды техники (независимо от того, оплачены (предоставлены) они государством, или нет), которые находятся в розыске или под арестом (пп. "а" п. 1, п. 2 Изменений, п. 2 Постановления № 68).
Еще одна причина отказа в назначении пособия – отсутствие доходов в периоде, за который определяется среднедушевой доход, за исключением случаев, когда такое отсутствие обусловлено объективными причинами. Изменениями список исключений скорректирован (пп. "ж" п. 16 Порядка № 384, пп. "з" п. 13 Правил № 1037).
Теперь отсутствие доходов не является препятствием к назначению выплаты, если поступлений не было по причине того, что:
- родитель или иной член семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность. Ранее требование о непрерывности лечения отсутствовало;
- родитель или иной член семьи были лишены свободы или находились под стражей. До внесения поправок отсутствие дохода по причине нахождения под стражей не признавалось объективной причиной;
- семья являлась (является) многодетной. Ранее запрет на отказ в назначении пособия по этому основанию действовал при условии, что заявитель или один из членов многодетной семьи не получал доход.
Перечень случаев, при которых прекращается выплата пособий
Изменениями дополнен перечень оснований для прекращения выплаты уже назначенного пособия. Напомним, что такие основания закреплены в п. 17(3) Порядка № 384 и п. 45, 60 Правил № 1037.
Перечислим новые основания для прекращения выплаты пособий.
В отношении ежемесячных выплат женщине при постановке на учет в ранние сроки беременности основаниями будут являться:
- объявление женщины умершей либо признание безвестно отсутствующей;
- признание женщины недееспособной или ограниченно дееспособной;
- объявление женщины в розыск;
- направление женщины на принудительное лечение по решению суда.
Ежемесячные выплаты на ребенка от 3 до 7 лет прекращаются в случае:
- заключения родителя, получающего пособие, под стражу;
- направления родителя – получателя пособия на принудительное лечение по решению суда;
- расторжения брака между родителями, если по решению суда место жительства (проживания) ребенка определено совместно с тем родителем, которому эта выплата не назначена.
Основанием прекращения ежемесячных выплат на ребенка от 8 до 17 лет являются:
- заключение родителя, получающего пособие, под стражу;
- направление родителя – получателя пособия на принудительное лечение по решению суда.
Перечень выплат, которые учитываются и не учитываются при определении среднедушевого дохода семьи
Изменениями дополнен перечень доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода для установления права на получение пособий.
Теперь при определении размера среднедушевого дохода семьи в расчет принимаются (п. 21 Порядка № 384, п. 18 Правил № 1037):
- стипендии и иные денежные выплаты (помимо стипендий) лицам, обучающимсяв профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях. Ранее учитывались только стипендии. Кроме того, до внесения поправок стипендии обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров принимались в расчет, только если такие учащиеся были аспирантами;
- проценты и иные доходы, полученные по операциям с производными финансовыми инструментами. Ранее учитывались доходы по операциям только с ценными бумагами. Кроме того, уточнено, что такие доходы определяются за вычетом расходов, понесенных при осуществлении названных операций (п. 24(1) Порядка № 384, п. 21(1) Правил № 1037).
При этом в подсчет не включаются следующие доходы (п. 25 Порядка № 384, п. 22 Правил № 1037):
- средства на приобретение недвижимости, авто- или мототранспортного средства, стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена в рамках целевой государственной социальной поддержки;
- средства материнского (семейного) капитала, предназначенные для приобретения технических средств реабилитации, либо строительства или реконструкции жилого объекта, либо компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию такого объекта;
- сумма НДФЛ, возвращенного в связи с правом на налоговый вычет;
- социальное пособие на погребение;
- гранты, субсидии и другие целевые поступления, предоставленные в рамках поддержки предпринимательства.