Документ
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37
Комментарий
Минтруд России утвердил рекомендации для работодателей по формированию службы охраны труда в организации (далее – Рекомендации), которые можно применять с 1 марта 2022 года. С этой же даты утратят силу:
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. приказом Минтруда от 08.02.2000 № 14;
- Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. приказом Минтруда от 22.01.2001 № 10.
Напоминаем, что создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда обязаны работодатели с численностью работников более 50 человек, ведущие производственную деятельность (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Работодатели, деятельность которых связана с оказанием различных видов услуг, также считаются осуществляющими производственную деятельность (ст. 209 ТК РФ), следовательно, эта обязанность распространяется и на них.
В этой связи Минтруд России предлагает следовать Рекомендациям всем работодателям вне зависимости от организационно-правовой формы, но за исключением работодателей – ИП, работодателей, которые не ведут производственную деятельность, с численностью работников не более 50 человек, и работодателей – субъектов малого предпринимательства. Также Рекомендации не распространяются на иных работодателей, которые не ведут производственную деятельность, предоставляют социально-бытовые услуги без предоставления проживания, и которые приняли решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности.
Общие рекомендации по организации службы охраны труда
Службу охраны труда (далее – Служба) Минтруд рекомендует организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) (п. 10 Рекомендаций). Структура и численность Службы определяется работодателем исходя из возложенных на нее задач и функций, к числу которых относятся организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда, контроль за соблюдением таких требований, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений, изучение и распространение опыта в области охраны труда (п. 13 Рекомендаций). За каждым из сотрудников Службы рекомендуется закрепить определенные функции в соответствии с должностными инструкциями (п. 14 Рекомендаций). Также рекомендуется проводить обучение сотрудников Службы и проводить проверки знаний ими требований охраны труда (п. 15 Рекомендаций).
Организация рабочих мест работников службы охраны труда
Рабочие места сотрудников Службы следует организовать в отдельном помещении, оснащенном современным оборудованием с учетом специфики деятельности работодателя, доступом в интернет и к электронной базе нормативных документов и справочной литературе по охране труда (п. 16 Рекомендаций). Для проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, выставок и т. п. нужно предусмотреть кабинет или уголок по охране труда и оснастить их необходимым оборудованием, нормативными и справочными документами по охране труда (п. 17 Рекомендаций).
Структура службы охраны труда
При определении структуры Службы работодателю рекомендуется учитывать (п. 19 Рекомендаций):
- свою организационную (штатную) структуру;
- специфику деятельности организации;
- наличие удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств);
- особенности организации и функционирования системы управления охраной труда;
- штатную численность работников;
- установленный по результатам проведения специальной оценки уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса;
- уровень профессиональных рисков;
- наличие работ с повышенной опасностью;
- другие факторы, которые определяют состояние охраны труда у работодателя.
Численность работников службы охраны труда
Численность работников Службы следует определять исходя из 40-часовой рабочей недели (п. 21 Рекомендаций). Рекомендуемая нормативная численность работников Службы приведена в таблицах 1 – 5 и разд. IV Рекомендаций. Методика расчета нормативной численности работников Службы приведена в разд. V Рекомендаций. Пример расчета приведен в приложении № 1 к Рекомендациям. В обособленных подразделениях (филиалах) работодателя, количество работников в которых превышает 400 человек, рекомендуется рассчитывать отдельно для каждого филиала (представительства, цеха и т. д.) (п. 28 Рекомендаций).