Комментарии законодательства

Кто с 1 января 2022 года должен размещать вакансии на портале "Работа в России"?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ

Комментарий

Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.

1. Работодатели обязаны размещать вакансии на портале "Работа в России"

Новый п. 3.2 ст. 25 Закона № 1032-1, как следует из пояснительной записки к Закону № 219-ФЗ, устанавливает требования к размещению на портале "Работа в России" информации о вакансиях для следующих категорий работодателей:

  • ИП и организаций, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;
  • вновь созданных организаций (в т. ч. в результате реорганизации), если среднесписочная численность их работников превышает 25 человек;
  • органов государственной и региональной власти РФ;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов;
  • организаций, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъекта РФ или муниципалитета.

Указанные работодатели обязаны размещать на портале "Работа в России" информацию:

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей,
  • о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Порядок размещения информации о вакансиях на портале "Работа в России" регулируется постановлением Правительства России от 25.08.2015 № 885 (далее – Порядок размещения вакансий). По нашему мнению, указание на размещение информации о вакансиях в пояснительной записке к Закону № 219-ФЗ свидетельствует о том, что указанные категории работодателей должны на портале "Работа в России" публиковать вакансии при их наличии.

Отметим, что действующие нормы также обязывают работодателей представлять сведения о вакансиях, но в органы службы занятости. Так, в силу п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять в органы занятости информацию:

  • о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • о созданных (выделенных) рабочих местах для трудоустройства инвалидов (в соответствии с квотой), включая информацию о ЛНА, содержащих сведения об этих рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Минтруд России в письме от 25.10.2017 № 14-1/В-953 указал, что в соответствии с указанной нормой работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Информация предоставляется в отношении всех имеющихся свободных рабочих местах и вакансиях, причем независимо от того, предполагаются они к замещению или нет. Иными словами, если работодатель считает, что у него есть свободная должность, он обязан сообщить об этом органу службы занятости.

Ранее порядок и формы предоставления указанных сведений законодательством не устанавливались. Однако с 1 января 2022 года порядок представления работодателями указанных сведений определяет Правительство России (см. комментарий к постановлению от 30.12.2021 № 2576).

Такое новшество предусмотрено абзацем 4 п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1 (в ред. Закона № 219-ФЗ).

Отметим, что в соответствии с Порядком размещения вакансий:

  • работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях на портале "Работа в России", считается исполнившим требования п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1 (п. 28);
  • работодатель, не разместивший на портале "Работа в России" информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий (п. 29).

Это позволяет сделать вывод, что работодатели, которые будут размещать вакансии на портале "Работа в России", не должны отдельно сообщать в службу занятости часть информации, установленной п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1.

2. О приеме на работу безработного надо сообщить через портал "Работа в России"

Если работодатель принимает на работу соискателя, направленного к нему службой занятости, то ему следует уведомить об этом службу в пятидневный срок. До 01.07.2021 для этого нужно было вернуть направление в органы службы занятости с соответствующей отметкой.

Теперь уведомить о приеме на работу соискателя необходимо через портал "Работа в России", если работодатель на этой платформе зарегистрирован. В электронном уведомлении следует указать день приема на работу. Если работодатель на портале не зарегистрирован, он по-прежнему должен отослать направление, выданное безработному службой занятости.

Аналогичным образом работодателю следует поступить, если он откажет безработному в приеме на работу.

В электронном уведомлении следует указать день собеседования и причины отказа в приеме на работу. В бумажном уведомлении следует проставить день явки соискателя и также указать причину отказа.

Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 25 Закона № 1032-1.

3. Для признания безработным достаточно подать заявление

Для того чтобы гражданина признали безработным, ему нужно будет подать в органы службы занятости заявление (и иные сведения) в электронной форме с помощью:

  • единой цифровой платформы (портал "Работа в России");
  • единого портала госуслуг;
  • регионального портала госуслуг.

Заявление в электронной форме граждане могут подать самостоятельно или через органы службы занятости. Если граждане обратятся в органы службы занятости лично, то служба должна помочь заполнить и бесплатно подать заявление в электронной форме.

Инвалидам I и II групп служба занятости должна оказывать индивидуальную помощь (в том числе по месту их жительства) в подаче заявления и иных сведений, связанных с содействием занятости.

При этом личное обращение в органы службы занятости носит в большинстве случаев добровольный характер. Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным условием, устанавливаются Законом № 1032-1 и нормативными правовыми актами РФ.

Документы и (или) сведения, необходимые для постановки на учет в качестве безработного, органы службы занятости запросят у органов, представляющих государственные или муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных органов и организаций.

Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 3 и п. 3.1 ст.15 Закона № 1032-1, которые вступили в силу 01.07.2021. Заметим, что ранее для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен был лично обратиться в органы службы занятости и предоставить ряд документов.

К таким документам относились:

  • паспорт;
  • трудовая книжка или сведения по форме СЗВ-ТД;
  • документ, удостоверяющий квалификацию работника;
  • справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

Сейчас предоставление всех этих документов от потерявшего работу гражданина не требуется. Все необходимые сведения орган службы занятости будет получать самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.