Комментарии законодательства

По каким правилам будут проводить проверки соблюдения прав потребителей?

Дата публикации

Документ

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005

Комментарий

Правительство России утвердило новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (далее – Положение). Документ вступил в силу с 1 июля 2021 года. С этой же даты утратило силу ранее действовавшее положение, утв. постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412.

Новое Положение определяет порядок надзора в сфере защиты прав потребителей, устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право проводить контроль. Большинство норм Положения основаны на новом Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ).

Плановых проверок по-прежнему не будет

Информация об отказе Роспотребнадзора от плановых проверок появилась еще осенью прошлого года. Ведомство намерено продолжить эту практику и в будущем.

Согласно Положению Роспотребнадзор будет осуществлять контроль (надзор) без проведения плановых проверок соблюдения прав потребителей. Таким образом, ведомство сосредоточится исключительно на внеплановых мероприятиях, среди которых:

Кроме того, Роспотребнадзор будет проводить проверки, не требующие взаимодействия с проверяемым лицом, а именно:

Основаниями для внеплановой проверки являются:

Информация обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в Едином реестре проверок.

Роспотребнадзор будет проводить профилактические мероприятия

Защищать права потребителей и контролировать их соблюдение уполномочен Роспотребнадзор. Делать это он может путем проведения профилактических мероприятий, среди которых:

Все профилактические мероприятия проводятся по правилам, закрепленным в Законе № 248. Рассмотрим их подробнее.

Информирование. Роспотребнадзор будет размещать информацию о действующих обязательных требованиях в области защиты прав потребителей в интернете, СМИ, через личные кабинеты организаций и ИП на сайте Роспотребнадзора и других информационных системах, а также другими способами.

Обобщение правоприменительной практики. Заключается в анализе правоприменительной практики, касающейся защиты прав потребителей. Итоги обобщения включаются в государственный доклад о защите прав потребителей, который размещается на официальном сайте Роспотребнадзора не позднее 1 июля каждого года.

Стимулирование добросовестности. Заключается в нематериальном поощрении организаций и ИП, которые соблюдают требования о защите прав потребителей. Воспользоваться этим могут юрлица и предприниматели, работающие не менее трех лет и подтвердившие соблюдение обязательных требований о защите прав потребителей за последние три года. В случае подтверждения добросовестности такое лицо может рассчитывать на:

Предостережение. Если Роспотребнадзор располагает информацией о готовящихся нарушениях обязательных требований или об имеющихся признаках нарушений, он вправе выдать контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения. Если контролируемое лицо не соглашается с выданным предостережением, его можно оспорить, подав письменное возражение. Ответ на него должен быть направлен Роспотребнадзором в течение 20 рабочих дней с даты направления возражения.

Консультирование. Должностные лица Роспотребнадзора должны консультировать всех желающих в устном или письменном виде по вопросам, связанным с порядком проведения проверок в области защиты прав потребителей. Консультации проводятся по вопросам:

Проконсультироваться можно лично, по телефону, по электронной почте, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического мероприятия или проверки. Консультации бесплатны.

Самообследование. Организации и ИП могут проводить самообследование – мероприятие, позволяющее добровольно определить уровень соблюдения обязательных требований о защите прав потребителей. Проводится оно в автоматизированном режиме в порядке, который Роспотребнадзор должен опубликовать на своем сайте. Если в результате самообследования получена высокая оценка, оформляется декларация соблюдения обязательных требований. Декларацию можно отправить в Роспотребнадзор, который опубликует ее на своем сайте. Наличие такой декларации является признаком соблюдения прав потребителей и действует в течение трех лет со дня регистрации в Роспотребнадзоре. Полагаем, ее наличие должно обеспечить более лояльное отношение со стороны контролеров. В то же время если при проведении проверки будут выявлены нарушения или факты предоставления недостоверных сведений для получения декларации, документ аннулируют.

Профилактический визит. В ходе этого мероприятия инспектор Роспотребнадзора проводит профилактическую беседу с представителем юрлица или с ИП по месту их деятельности либо по конференц-связи. В отношении лиц, начавших деятельность в сфере продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), профилактический визит выполняется не позднее одного года с момента начала деятельности. Информация о готовящемся визите может быть сообщена непосредственно проверяемому лицу, а также размещена на сайте Роспотребнадзора.