Комментарии законодательства

Какие еще полномочия получат налоговые органы в 2021 году?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ

Комментарий

Выездных проверок станет больше

В ходе налогового мониторинга проверяется правильность исчисления (удержания) и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Он проводится налоговым органом по заявлению организации. По результатам мониторинга налоговая выносит мотивированное мнение, которое обязательно для выполнения (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

Запрещается проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, которые исчисляет и уплачивает сам налогоплательщик), кроме следующих случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • проводится выездная проверка вышестоящим налоговым органом (пп. 1)
  • досрочное прекращение налогового мониторинга (пп. 2)
  • налогоплательщик не выполнил мотивированное мнение налогового органа (пп. 3) С 01.07.2021 уточняется, что речь идет о мотивированном мнении, которое не выполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ в ред., действующей с 01.07.2021).
  • налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет (пп. 4)

С 01.07.2021 это положение уточняется. Проверка возможна, если в календарном году, за который мониторинг не проводится, налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. Причем в декларации (расчете) уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма НДС или акциза к возмещению либо увеличена сумма полученного убытка (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ в ред., действующей с 01.07.2021).

Меньше оснований для камеральных проверок за период мониторинга

Вместе с этим с 01.07.2021 при налоговом мониторинге камеральная проверка будет проводиться, только если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета) или уточненной декларации (расчета). Новые положения применяются в отношении деклараций (расчетов), в т. ч. уточненных, которые представлены за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021 (п. 3 ст. 1 Закона № 470-ФЗ, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

Пока еще камеральную проверку могут провести по четырем основаниям (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представлена декларация по НДС (акцизам) с суммой налога (акциза) к возмещению;
  • представление уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Новые основания для осмотра

Для выяснения полноты обстоятельств налоговая инспекция вправе проводить осмотр территорий (помещений) лица, в отношении которого проводится проверка, а также документов и предметов. Осмотр возможен в случае (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • проведения выездной налоговой проверки
  • либо камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС, если заявлен НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ) или в декларации выявлены противоречия, несоответствия (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Еще одно основание для осмотра с 01.07.2021 – это проверка в рамках налогового мониторинга декларации по НДС (п. 6 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • в которой заявлен НДС к возмещению
  • или при выявлении противоречий в декларации по НДС либо несоответствий между декларацией по НДС налогоплательщика и декларацией по НДС иного лица (п. 8.1 ст. 88 НК РФ),
  • или если есть несоответствия из п. 8.9 ст. 88 НК РФ (несоответствие декларации по НДС и сведениям об этих операциях в отчете  об операциях с прослеживаемым товаром другого налогоплательщика, см. здесь).