Документ
Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@
Комментарий
Приказом от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ (далее – приказ № 662) ФНС России вводит новые форматы фискальных документов версии 1.2. Приказ вступает в силу с 21.12.2020. После этого приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" утратит силу.
В то же время продолжают действовать форматы фискальных документов версии 1.05 и 1.1. Фискальные накопители версии 1.05 и 1.1 можно использовать, если не продаются маркированные товары. Однако если ведется торговля маркированным товаром, необходимо перейти на ФФД 1.2. Перейти на ФФД 1.2 следует, как только истечет срок действия ФН 1.05 (1.1).
Для работы с ФФД 1.2 покупать новую онлайн-кассу не нужно. Достаточно установить фискальный накопитель, поддерживающий новый формат. Фискальные накопители версии 1.05 и 1.1 можно регистрировать, перерегистрировать и применять до 06.08.2021 (см. здесь).
Новые фискальные документы
С 6 августа 2019 года в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ внесены изменения, касающиеся торговли маркированными товарами. Так, пользователи онлайн-касс, которые обязаны передавать информацию в систему маркировки, при расчете с покупателем за маркированный товар должны формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации товара (п. 6.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, см. комментарий).
Однако форматы фискальных документов версии 1.05, 1.1 не могли обеспечить необходимое взаимодействие между продавцом и оператором. Для этих целей налоговая служба разработала ФФД 1.2.
В отличие от ФФД 1.05 и 1.1 версия 1.2 содержит новые фискальные документы:
- "Запрос о коде маркировки"
- "Ответ на запрос"
- "Уведомление о реализации маркированного товара"
- "Квитанция на уведомление"
Достоверность кода маркировки проверяется с помощью фискального накопителя (если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен ФН) или через оператора системы маркировки. Пользователь в момент продажи маркированного товара формирует запрос о коде маркировки и направляет его через ОФД оператору. В числе прочего запрос содержит (Таблицы 104, 105, 108, 127 Приложения 2 к приказу № 662):
- код маркировки (Тег 2000);
- тип кода маркировки (Тег 2100);
- результат проверки кода проверки кода маркировки (Тег 2004) – сведения о возможности проверки кода маркировки фискальным накопителем ("не может быть проверен"/"может быть проверен"), а также результат проверки;
- планируемый статус товара (Тег 2003) – к примеру, "штучный товар реализован" (значение "1") или "мерный товар в стадии реализации" (значение "2") и др.
Запрос о коде маркировки хранится в фискальном накопителе недолго – до получения ответа на запрос или до формирования нового запроса, или до завершения формирования текущего кассового чека, или до его аннулирования (п. 162 Приложения 2 к приказу № 662).
В ответе на запрос оператор системы маркировки указывает следующую информацию, которая передается в онлайн-кассу для сведения кассиру:
- результат проверки кода проверки кода маркировки ("отрицательный"/"положительный");
- статус товара ("корректен"/"некорректен") – значение "0", если статус товара некорректен или "1", если статус товара корректен. Результат обусловлен данными по Тегу 2003 (см. выше).
Результат проверки не влияет на возможность реализовать товар. Поэтому решение о продаже товара должен принять продавец.
После оформления кассового чека оператору направляется уведомление о реализации маркированного товара, в котором фиксируется и результат проверки сведений о товаре (Тег 2106 входит в состав Тега 2007 "Данные о маркированном товаре"). Эта информация отображается также и в кассовом чеке отдельно для каждого предмета расчета (Тег 1059). Уведомление о реализации хранится в фискальном накопителе до поступления соответствующей квитанции на уведомление.
Количество уведомлений о реализации маркированного товара (Тег 2104), которые не были переданы, теперь можно посмотреть в "Отчете о текущем состоянии смены" и в "Отчете о закрытии смены". Кроме того, отчет о закрытии смены содержит признак некорректных кодов маркировки (Тег 2112), признак некорректных запросов и уведомлений (Тег 2113).
Если онлайн-касса используется в автономном режиме, запрос о коде маркировки не формируется. Проверка кода маркировки происходит с помощью фискального накопителя по коду проверки (если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен ФН). При этом на основании уведомлений о реализации маркированного товара создается другой документ – "Отчет о реализации маркированного товара (п. 161, 165, 174 Приложения 2 к приказу № 662)". Пошаговый процесс формирования отчета приведен в п. 177 Приложения 2 к приказу № 662. Подробнее о том, кто может применять онлайн-кассу в автономном режиме, см. здесь.
Кассовый чек формата 1.2
В общую часть кассового чека (БСО) добавлены реквизиты:
- операционный реквизит чека (Тег 1270);
- отраслевой реквизит чека (Тег 1261);
- сведения о покупателе (клиенте) (Тег 1256);
- результаты проверки маркированных товаров (Тег 2107).
Про операционный реквизит известно мало. Сейчас можно сказать, что он содержит "дату, время операции" (Тег 1273), "идентификатор операции" (Тег 1271) и "данные операции" (Тег 1272). Условия применения и его значение должна определить ФНС России. Реквизит есть только в электронном кассовом чеке (БСО).
Отраслевой реквизит может быть указан для чека в целом (Тег 1261) или отдельно для каждого предмета расчета (Тег 1260). Он должен быть в кассовом чеке, если расчет производится за маркированный товар и его наличие предусмотрено в отраслевом нормативно-правовом акте. Реквизит содержит (Таблица 102 Приложения 2 к приказу № 662):
- идентификатор ФОИВ (Тег 1262) – идентификатор федерального органа исполнительной власти (всего 72 значения, см. Таблицу 149 Приложения 2 к приказу № 662);
- дату и номер документа основания (Теги 1263, 1264) – реквизиты отраслевого документа;
- значение отраслевого реквизита (Тег 1265) – состав реквизита определяется отраслевым нормативно-правовым актом органа власти.
Сведения о покупателе (клиенте) в ФФД 1.2
Для сведений о покупателе (клиенте) в кассовом чеке (БСО) предусмотрен новый реквизит (Тег 1256) с расширенным набором данных. Наряду с такими реквизитами, как "покупатель (клиент)" (Тег 1227) и "ИНН покупателя (клиента)" (Тег 1228), в нем отражены (Таблица 115 Приложения 2 к приказу № 662):
- дата рождения покупателя (клиента) (Тег 1243) – для расчетов с физлицами;
- гражданство (Тег 1244) – если покупатель (клиент) не является гражданином РФ – для расчетов с физлицами;
- код вида документа, удостоверяющего личность (Тег 1245) – для расчетов с физлицами (значения приведены в Таблице 116 Приложения 2 к приказу № 662);
- данные документа, удостоверяющего личность (Тег 1246) – для расчетов с физлицами;
- адрес покупателя (клиента) (Тег 1254) – для расчетов между организациями (ИП).
Реквизита "Сведения о покупателе (клиенте)" (Тег 1256) в печатном кассовом чеке может не быть. Однако в электронном чеке реквизит должен быть (в случаях, установленных законодательством о применении контрольно-кассовой техники).
Напомним, в настоящее время указывать в кассовом чеке (БСО) наименование и ИНН покупателя (клиента) необходимо при (п. 6.1, 6.2 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):
- расчетах между организациями (ИП) наличными и (или) с предъявлением электронного средства платежа (платежная карта);
- выплате выигрыша в азартные игры, лотереи (15 000 руб. и более), получении страховой премии, страховой выплате.
Таким образом, реквизиты "покупатель (клиент)" (Тег 1227), "ИНН покупателя (клиента)" (Тег 1228) используются в кассовом чеке (БСО), сформированном ФН версии 1.2, как при расчетах между организациями (ИП), так и при расчетах с физлицами. При этом если при расчетах с физлицами в кассовом чеке нет ИНН покупателя, в кассовом чеке указываются: "дата рождения покупателя (клиента)" (Тег 1243), "код вида документа, удостоверяющего личность" (Тег 1245), "данные документа, удостоверяющего личность" (Тег 1246) (п. 4 Примечания к Таблице 115 Приложения 2 к приказу № 662).
Результат проверки маркированного товара
Еще один новый реквизит в кассовом чеке, сформированном ФН версии 1.2, – "Результаты проверки маркированного товара" (Тег 2107). Реквизит включается в кассовый чек, если считан хотя бы один маркированный товар. Значения следующие (п. 20 Примечания к Таблице 96 Приложения 2 к приказу № 662):
- "0" – если результаты проверки по каждому маркированному товару в чеке положительны. При этом реквизит в кассовом чеке не печатается;
- "1" – если указывается, что хотя бы один маркированный товар не прошел проверку. В этом случае реквизит выводится на печать. Так покупатель информируется о покупке, вероятно, нелегального маркированного товара.
Предмет расчета в ФФД 1.2
Что касается предмета расчета (Тег 1059), в него добавлены (Таблица 97 Приложения 2 к приказу № 662):
- контрольный код КМ (2115);
- режим обработки кода маркировки (Тег 2102);
- результат проверки сведений о товаре (Тег 2106);
- код товара (Тег 1163).
1. Код товара (Тег 1163)
Надо сказать, что реквизит "код товара" (Тег 1163) используется только в кассовом чеке, сформированном ФН версии 1.2., и включается в кассовый чек исключительно в случае продажи или возврата товара, содержащего штриховой код с кодом товара.
В отличие от Тега 1162 (Код товара), который используется в ФФД 1.05 и 1.1, в Теге 1163 каждому типу кода присвоен свой реквизит (Теги 1301-1309). Еще 6 Тегов (1320-1325) зарезервированы для расширения. Правила формирования значений реквизита остались прежними (Таблицы 117, 118 Приложения 2 к приказу № 662).
Распознавание штрихкода товара может происходить не только в онлайн-кассе, но и в сторонней программе. При этом важно, чтобы результат был одинаковый (п. 1 Примечания к Таблице 118 Приложения 2 к приказу № 662).
Если код товара не распознан в Теге 1300 (нераспознанный код товара), записываются только первые 32 символа из значения нераспознанного кода товара. Когда штриховой код отсутствует или не читается, Тегу 1300 значение не присваивается (пустая строка) (п. 2 Примечания к Таблице 118 Приложения 2 к приказу № 662).
Добавим, что при отсутствии кода маркировки (его повреждении, отсутствии в коде необходимых сведений) для определения значений реквизитов "код маркировки" (Тег 2000), "тип кода маркировки" (Тег 2100), "идентификатор товара" (Тег 2101) используются сведения о товаре, которыми располагает пользователь (п. 134 Приложения 2 к приказу № 662).
2. Результат проверки сведений о товаре (Тег 2106)
Результат проверки сведений о каждом маркированном товаре покупатель может найти в печатном кассовом чеке (Таблица 111 Приложения 2 к приказу № 662).
Проверка кода маркировки ключом проверки |
|||
|
Проверка не выполнена |
Проверка выполнена (-) |
Проверка выполнена (+) |
Статус товара не проверен |
М |
М- |
М |
Статус товара некорректен |
|
М- |
М- |
Статус товара корректен |
|
|
М+ |
В таблице приведены результаты проверки через ГИС МТ "Честный знак". Как уже отмечалось, в автономном режиме проверка кода маркировки происходит только с помощью фискального накопителя, так как направить запрос оператору системы маркировки нельзя. Поэтому значение "М-" будет в кассовом чеке, только если проверка в ФН выполнена с отрицательным результатом. В остальных случаях указывается значение "М".
Прочие изменения в ФФД 1.2
1. Из общей части кассового чека (БСО) исключены агентские реквизиты:
- телефон оператора перевода (Тег 1075);
- операция банковского платежного агента (Тег 1044);
- телефон платежного агента (Тег 1073);
- телефон оператора по приему платежей (Тег 1074);
- наименование оператора перевода (тег 1026);
- адрес оператора перевода (тег 1005);
- ИНН оператора перевода (тег 1016).
Все они теперь включены в реквизит "данные агента" (Тег 1223) и указываются отдельно для каждого предмета расчета в случае осуществления расчетов платежным агентом (субагентом), банковским платежным агентом (субагентом) (Таблица 98 Приложения 2 к приказу № 662). Реквизит "признак агента" (Тег 1057) в версии 1.2 отсутствует.
2. Реквизит "Единица измерения предмета расчета" (Тег 1197) не применяется. Вместо него используется "Мера количества предмета расчета" (Тег 2108). Всего значений – 24. Это может быть килограмм, метр, квадратный метр, литр, час, мегабайт и т.д. Для предметов расчета, которые реализуются поштучно или единицами, предусмотрено значение "0" (Таблица 114 Приложения 2 к приказу № 662).
3. В кассовом чеке формата 1.2 поддерживается поштучная продажа маркированного товара из потребительской упаковки. Например, сигары из коробки. В этом поможет новый реквизит "Дробное количество маркированного товара" (Тег 1291) (есть в кассовом чеке, только если по Тегу 2108 "мера количества предмета расчета" указано значение "0"). При этом в числителе (Тег 1293) указывается количество продаваемого товара, а в знаменателе (Тег 1294) – количество товара в упаковке, имеющей общий код маркировки. Дробная часть заполняется в Теге 1292 автоматически на основании данных числителя и знаменателя (Таблица 150 Приложения 2 к приказу № 662).
4. В реквизит "Признак предмета расчета" (Тег 1212) добавлены новые значения (см. таблицу 101 приложения № 2 к приказу № 662):
- "30" – если продается обязательный к маркировке подакцизный товар, который не имеет кода маркировки (в печатном чеке значение "АТНМ");
- "31" – если продается обязательный к маркировке подакцизный товар, который имеет код маркировки (в печатном чеке значение "АТМ");
- "32" – если продается обязательный к маркировке товар, который не имеет кода маркировки (кроме подакцизных товаров) (в печатном чеке значение "ТНМ");
- "33" – если продается обязательный к маркировке товар, который имеет код маркировки (кроме подакцизных товаров) (в печатном чеке значение "ТМ").