Документ
Приказ Минтруда России от 22.04.2020 № 211н
Комментарий
27 июля 2020 года вступит в силу приказ Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – приказ № 211н), которым утверждена новая Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета (далее – Инструкция № 211н). С указанной даты утратит силу действующая Инструкция, утв. приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н).
Отметим, что новая и действующая Инструкции в основном содержат одни и те же нормы. Основные отличия заключаются в следующем.
- Из новой Инструкции № 211н исключено упоминание страхового свидетельства (так называемая зеленая карточка), которым подтверждается регистрация физлица в системе обязательного пенсионного страхования.
Это связано с тем, что с сентября 2019 года взамен указанного свидетельства оформляется уведомление о регистрации физлица в системе персонифицированного учета. Это уведомление по форме АДИ-РЕГ (см. об этом здесь). Таким образом, в Инструкции № 211н идет речь об уведомлении о регистрации физлица в качестве застрахованного в сфере ОПС (п. 13 Инструкции № 211н).
- Инструкцией № 211н регулируется порядок представления в ПФР работодателем также сведений по форме СЗВ-ТД (п. 24, 25 Инструкции № 211н).
В случае непредставления работодателем сведений по форме СЗВ-ТД (представления их позже срока) либо отражения в форме неполных или недостоверных сведений орган ПФР передает эту информацию в рамках межведомственного обмена территориальной инспекции труда (п. 43 Инструкции № 211н). Это связано с тем, что меры ответственности за нарушения в сфере подачи СЗВ-ТД применяют трудовые инспекции, а не органы ПФР (ч. 21 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Заметим, что эта норма закреплена в (ч. 2 ст. 16 Закона № 27-ФЗ. Таким образом, Инструкция № 211н просто дублирует положения закона.
- Уточнен порядок привлечения к ответственности за нарушение правил подачи сведений персучета
В настоящее время по законодательству о персучете работодателю (а также должностным лицам) грозит штраф (ст. 17 Закона № 27-ФЗ, п. 39 - 41 Инструкции № 766н):
- за непредставление в установленный срок или представление неполных (недостоверных) сведений персучета;
- за несоблюдение порядка подачи сведений персучета.
При этом санкции не применяются к работодателю в следующих двух случаях (абз. 2, 3 п. 39 Инструкции № 766н):
- если работодатель после получения от органа ПФР уведомления об устранении обнаруженных фондом ошибок и несоответствий в персотчетности подал исправленные сведения в течение 5 рабочих дней с даты получения указанного уведомления;
- работодатель самостоятельно выявил ошибки в ранее переданных в фонд сведениях персучета и представил скорректированные данные до обнаружения ошибок фондом.
Аналогичные положения сохранены и в новой Инструкции № 211н.
Обратите внимание, что во втором упомянутом случае органы ПФР не привлекают работодателей к ответственности, если в дополняющих сведениях скорректированы данные по тем лицам, на которых работодатель представлял исходные формы. По мнению фондов, представление сведений о лицах, ранее не указанных в персотчетности, не может расцениваться в качестве дополнения исходных данных. Это является новым представлением сведений. Соответственно, если они поданы позднее установленного срока, к работодателю применяются штрафные санкции.
Однако в спорах по этому вопросу суды неоднократно занимали сторону работодателя. Как поясняли судьи, то обстоятельство, что дополнительные сведения были поданы в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях, не может лишать работодателя права без применения к нему штрафов исправить допущенную ошибку. К примеру, привлечение к ответственности необоснованным (в отношении формы СЗВ-М) сочли судьи АС Волго-Вятского округа от 07.02.2020 № Ф01-8404/2019, АС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2020 № Ф02-7099/2019, Поволжского округа от 07.02.2020 № Ф06-57131/2019).
Инструкцией № 211н этот спорный момент разрешен. Согласно абз. 3 п. 39 Инструкции № 211н работодатель, который позже установленного срока подал дополнительные сведения персучета в отношении физлиц, не отраженных в персотчетности первоначально, привлекается к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа за просрочку подачи отчетности. Таким образом, рассматриваемый вопрос урегулирован, но не в пользу работодателя.