Комментарии законодательства

Правила маркировки табака изменились

Дата публикации

Документ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 953

Комментарий

С 1 июля 2020 года внесены изменения в правила маркировки табачной продукции (постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 953). Рассмотрим их подробнее.

Альтернативная табачная продукция

Прежде всего, уточняются виды продукции, подлежащие маркировке. Если ранее с 1 июля 2020 года наряду с сигаретами (код ОКПД2 12.00.11.130, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20 900 0) и папиросами (код ОКПД2 12.00.11.140, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20 900 0) требовалось маркировать прочие виды табачной продукции, коды которой не были определены, то теперь уточняется, что маркировать необходимо (раздел II Приложения к Правилам,

далее – альтернативная табачная продукция):

Иные виды табачной продукции обязательной маркировке не подлежат.

Ввод в оборот немаркированной альтернативной табачной продукции был возможен до 1 июля 2020 года, а ее оборот все еще допускается до 1 июля 2021 года (п. 9, 10 постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

Напомним, что ввод в оборот немаркированных сигарет и папирос был возможен до 1 июля 2019 года, а их оборот – до 1 июля 2020 года. Обратите внимание: участники оборота вправе хранить, перевозить и маркировать находившиеся на 30.06.2020 в обороте немаркированные сигареты и папиросы до 1 декабря 2020 года (п. 10(1) постановления № 224). Но продавать их без нанесения кода маркировки больше нельзя.

Также с 1 июля 2020 года введены понятия "остатки табачной продукции" и "перемаркировка". В этих случаях регистрацию продукции в системе мониторинга осуществляют (пп. "в" п. 32 Правил):

Таким образом, до 1 июля 2020 года регистрацию табачной продукции в системе мониторинга осуществляли только производители и импортеры. Однако с этой даты маркировать продукцию смогут оптовые и розничные продавцы.

Маркировка остатков

Остатки табачной продукции – это немаркированная табачная продукция (п. 2 Правил):

При регистрации остатков табачной продукции для получения кодов маркировки необходимо представить (до ввода продукции в оборот) следующую информацию (п. 33(1) Правил):

Удаленный доступ к регистратору эмиссии оптовикам и розничным продавцам ЦРПТ предоставит на безвозмездной основе. Типовую форму договора утверждает Минпромторг (п. 9 Правил).

В заявке на получение кодов маркировки указываются (п. 44(2) Правил):

Коды маркировки, которые не использованы в течение срока, установленного для маркировки остатков табачной продукции, аннулируются (п. 48 Правил).

Отметим, что при передаче (приемке) остатков табачной продукции участник оборота представляет в систему мониторинга следующую информацию (п. 57(1) Правил):

Перемаркировка

Перемаркировка – это повторное нанесение средств идентификации на потребительскую и (или) групповую упаковку альтернативной табачной продукции или этикетку. Перемаркировка потребуется, если утрачены или повреждены ранее нанесенные средства идентификации (п. 2 Правил).

Как и в случае с маркировкой остатков, при перемаркировке продукции для получения кодов необходимо представить (до ввода продукции в оборот) следующую информацию (п. 33(1) Правил):

Удаленный доступ к регистратору эмиссии оптовикам и розничным продавцам ЦРПТ предоставит на безвозмездной основе. Типовую форму договора утверждает Минпромторг (п. 9 Правил).

В заявке на получение кодов указывается (п. 44(1) Правил):

Если утрачены или повреждены средства идентификации альтернативной табачной продукции, перемаркировать ее следует до того, как она предложена к реализации. В информационную систему предоставляются (п. 80(4) Правил):

Столкнуться с утратой или повреждением средств идентификации можно и при возврате маркированной табачной продукции. В этом случае также потребуется перемаркировка. Участник оборота передает в информационную систему (п. 80(5) Правил):

Статус кода

С 1 июля 2020 года в системе мониторинга для "кода идентификации", "кода идентификации транспортной упаковки", "кода идентификации групповой упаковки" и "агрегированного таможенного кода" вводится статус кода. Для кода идентификации и кода идентификации групповой упаковки предусмотрены (п. 41(1) Правил):

Для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:

Агрегированный таможенный код

С 1 июля 2020 года введено понятие "агрегированный таможенный код". Это уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров. Последовательность объединяет коды идентификации каждого товара, в т.ч. коды идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования. Она формируется оператором для целей идентификации товаров и используется участником оборота при таможенном декларировании товаров (п. 2 Правил).

Агрегированный таможенный код включает две группы данных и формируется в виде: XXXXXXXXXXXXДДММГГXXXXXXX (п. 39(1) Правил).

Первая группа данных – последовательность из 12 цифр. Она содержит ИНН заявителя, который передается в информационную систему при его регистрации (если ИНН состоит из меньшего количества цифр, ему предшествуют нули (00)).

Вторая группа данных – последовательность из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита). При этом:

Если участник оборота передает сведения об агрегированных таможенных кодах, то это равнозначно передаче сведений о товарах, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, содержащихся в агрегированном таможенном коде (п. 12 Правил).

Агрегация кодов

С 1 июля 2020 года сведения в систему мониторинга потребуется передавать и при трансформации упаковок, а также после полного расформирования групповой (транспортной) упаковки.

Трансформация упаковки означает изъятие табачной продукции из упаковок, перекладку табачной продукции из упаковки в упаковку, добавление табачной продукции в упаковку. В этом случае в систему мониторинга передаются (п. 80(1) Правил):

После полного расформирования групповой (транспортной) упаковки участник оборота должен представить в систему мониторинга следующие сведения о проведении операции полного расформирования упаковки (п. 80(2) Правил):

Нанесение средств идентификации

Как и раньше, при производстве табачной продукции на территории РФ нанесение средств идентификации осуществляется в местах производства или хранения. С 1 июля 2020 года уточняется, что такой порядок применяется и при производстве из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада (п. 51 Правил).

С 1 июля 2020 года имеет значение, откуда именно ввозится товар. Так, если товар ввозится в РФ с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, наносить средства идентификации следует до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. Такой же порядок применяется в случае ввоза на остальную часть территории РФ:

Если табачная продукция ввозится с территорий государств – членов ЕАЭС, средства идентификации, как и раньше, наносятся до фактического пересечения государственной границы РФ.

Если требуется перемаркировать табачную продукцию или промаркировать табачную продукцию, приобретенную не для реализации, нанести средства идентификации необходимо до предложения этой табачной продукции для реализации (продажи).

Также с 1 июля 2020 года наносить средства идентификации разрешается не только на потребительскую и групповую упаковку табачной продукции, но и на этикетку, прикрепляемую к потребительской упаковке. Это новшество введено для альтернативной табачной продукции.

Этикетка – это носитель информации для нанесения средства идентификации способом, не допускающим его отделения от упаковки без его повреждения. Она прикрепляется:

К нанесению этикеток есть свои требования (п. 52(1) Правил):

Прочие изменения

Уточняется, в каких случаях при передаче (приемке) табачной продукции передающая сторона должна формировать уведомление. Так, с 1 июля 2020 года передающая сторона формирует уведомление (в форме УПД) при передаче табачной продукции в рамках (п. 57 Правил):

Напомним, что уведомление передается в информационную систему в течение не более трех рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) табачной продукции.

Что касается розничных продавцов, они, как и раньше, направляют информацию в систему мониторинга о выводе из оборота табачной продукции при помощи онлайн-кассы. Однако с 1 июля 2020 года использовать кассовую технику необходимо и в случае корректировки информации о выбытии товара (п. 67 Правил).

Кроме того, с указанной даты при розничной продаже части табачной продукции, упакованной в маркированную потребительскую упаковку, необходимо включать в кассовый чек следующую информацию (п. 69(1) Правил):

Если организации и предприниматели приобретают табачную продукцию для целей, не связанных с дальнейшей реализацией, уведомление (о переходе права собственности) они подписывают на основании подтвержденного покупателем уведомления. А продавец на основании подтвержденного покупателем уведомления в срок не более трех рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) табачной продукции должен представить оператору следующую информацию (п. 80(6) Правил):

Такие правила действуют с 1 июля 2020 года.