Документ
Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ
Комментарий
8 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, содержащий комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития российской экономики и предотвращения последствий пандемии коронавируса (далее – Закон № 166-ФЗ). В частности, поправки коснулись принятого ранее Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ (далее – Закон № 98-ФЗ), который расширил полномочия Правительства РФ для более эффективной борьбы с коронавирусной инфекцией. Рассмотрим эти изменения подробнее.
Правительство регулирует правила проверок муниципальными органами
Законом № 98-ФЗ (п. 1 ст. 17) Правительство РФ наделено правом в 2020 году определять особенности организации и проведения проверок государственными контролирующими органами. Теперь Правительство сможет регулировать также проверки органами местного самоуправления (муниципальный контроль). Отметим, что эта поправка носит скорее технический характер, так как Правительство РФ постановлением от 03.04.2020 № 438 уже утвердило правила муниципального контроля в 2020 году, включая запрет плановых проверок (см. подробнее). Напомним, что местные органы власти контролируют соблюдение требований, закрепленных в муниципальных правовых актах, а также в региональных и федеральных законах (например, муниципальный жилищный контроль) (п. 2 ст. 23 Закона № 166-ФЗ).
Расширен перечень подконтрольных сфер
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 98-ФЗ Правительство имеет право устанавливать особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, а также других разрешительных режимов, предусмотренных Водным, Воздушным, Градостроительным, Трудовым кодексами и другими законами РФ. В новой редакции этой нормы перечень сфер, которые может контролировать Правительство, расширен.
В частности, оно сможет устанавливать особенности (пп. "б" п. 2 ст. 23 Закона № 166-ФЗ):
- государственной итоговой аттестации в учебных заведениях;
- вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
- распределения образовательными организациями количества мест для приема абитуриентов на бюджетные места;
- регулирования трудовых отношений с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проведения общих собраний в форме очного и очно-заочного голосования (например, общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме);
- сможет продлевать сроки совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, связанных с госрегистрацией изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных и т.д., в том числе сроков уплаты патентных и иных пошлин (п. 3 ст. 1246 ГК РФ) (п. 2 ст. 23 Закона № 166-ФЗ).
Определение правил начисления санкций за просрочку оплаты коммунальных услуг
До конца 2020 года Правительство РФ имеет право устанавливать особенности взыскания неустойки (штрафа, пеней) за просрочку организацией оплаты услуг газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (ст. 18 Закона № 98-ФЗ). Внесенные Законом № 166-ФЗ поправки позволяют Правительству определять особенности не только взыскания (как это было прежде), но и начисления такой неустойки (в том числе освобождать от ее начисления и взыскания) и не только в отношении организаций, но и в отношении предпринимателей. Перечень услуг, особенности просрочки оплаты которых будет регулировать Правительство, дополнен услугами по вывозу мусора (п. 3 ст. 23 Закона № 166-ФЗ). Ранее Правительство уже решило, что в период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года с граждан не будут взимать (начислять) неустойку (пени, штрафы) за просрочку внесения платы за жилое помещение, взносов за капитальный ремонт и коммунальные услуги (см. постановление Правительства РФ от 2.04.2020 № 424). С пояснениями Верховного Суда по этому вопросу можно ознакомиться здесь.
Правительство проконтролирует отмену и перенос туристических поездок
В связи с пандемией коронавируса и закрытием границ множество туристов не смогут воспользоваться приобретенными путевками и выехать на отдых за рубеж. Ограничение работы российских курортов также может стать поводом для отмены или переноса отдыха. В связи с этим Закон № 98-ФЗ дополнен новой статьей 19.4, согласно которой российское Правительство получило право устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности:
- отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения (в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании);
- исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно (включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта) (п. 5 ст. 23 Закона № 166-ФЗ). Ранее Закон № 98-ФЗ уже предусмотрел право Правительства РФ устанавливать особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания.