Документ
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ).
Комментарий
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (далее - Закон № 476-ФЗ) внес ряд существенных изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ).
Закон № 476-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением:
- положений о доверенной третьей стороне, метке времени, "облачной" подписи, которые вступают в силу с 1 января 2021 года,
- изменений в схеме регистрации сертификатов электронной подписи аккредитованными удостоверяющими центрами, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года,
- норм, связанных с использованием электронных (машиночитаемых) доверенностей, а также положений о регистрации сертификатов электронной подписи для заявителей в государственных удостоверяющих центрах в соответствии с их компетенцией, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Что предшествовало принятию новой редакции Закона № 63-ФЗ
Необходимость новой редакции Закона 63-ФЗ вызвана существующим недоверием к электронным подписям.
Распространению технологий юридически значимого электронного документооборота мешают:
- недоверие к технологиям электронной подписи со стороны бизнеса, государственных органов и населения,
- ограничения по использованию электронной подписи в некоторых видах правоотношений в связи с отсутствием четкого правового регулирования (кадровый документооборот, хранение электронных документов и т.п.)
- неудобство работы с электронной подписью.
Цель новаций – формирование доверия к цифровым технологиям, в том числе:
- унифицировать требования к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), обеспечить возможность ее использования при взаимодействии со всеми государственными органами, а также в рамках любых правоотношений;
- определить условия идентификации и аутентификации владельцев УКЭП дистанционными способами, в том числе с использованием ЕСИА и ЕБС (изображение, голос);
- закрепить возможность использования "облачной" электронной подписи.
Какие новации включены в новую редакцию Закона № 63-ФЗ
Согласно новой редакции Закона № 63-ФЗ с 01.07.2020 аккредитованными удостоверяющими центрами (далее – АУЦ) становятся не только коммерческие удостоверяющие центры (далее – УЦ), получившие аккредитацию, но также:
- УЦ федерального органа, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, т.е. УЦ ФНС России;
- УЦ федерального органа, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения ФБ, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. УЦ Федерального казначейства;
- УЦ ЦБ РФ.
УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты ЮЛ и ИП, а также нотариусам.
УЦ ФК - бюджетным учреждениям.
С 01.01.2022 УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства и УЦ ЦБ РФ будут выдавать сертификаты своим подведомственным структурам.
С 01.01.2022 коммерческие АУЦ, получившие аккредитацию по новым правилам, смогут выдавать сертификаты только физическим лицам.
При этом Закон № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) предусматривает, что ФНС может выбрать среди АУЦ своих доверенных лиц, которые смогут выпускать сертификаты "от имени ФНС" для ЮЛ и ИП.
До 01.07.2021 сотрудники предприятий могут получить в удостоверяющих центрах, аккредитованных до 01.07.2020, электронную подпись на свою организацию.
В новой редакции Закона № 63-ФЗ регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при участии в различных правоотношениях, в которых документы подписываются представителем физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, а также лиц, замещающих государственные должности и др.
Если документ от имени ЮЛ подписывает сотрудник (не ЕИО) по доверенности, то он использует свою КЭП ФЛ. Вместе с документом, подписанным КЭП представителя, получателю электронного документа должна быть передана электронная доверенность, выданная этому сотруднику. Доверенность должна быть подписана КЭП ЕИО.
Аналогичный порядок действует в случае, если от имени ИП действует физическое лицо, уполномоченное действовать от имени ИП на основании доверенности.
Установлен порядок оформления и предоставления второй стороне электронных доверенностей, необходимых при подписании электронных документов представителем.
С 01.01.2021 легитимизирована "облачная подпись", поскольку АУЦ получают право после прохождения дополнительной аккредитации предоставлять услуги по хранению ключей и автоматическому созданию КЭП по поручению владельцев сертификатов.
С 01.07.2020 при выдаче квалифицированного сертификата АУЦ допускается дистанционная идентификация заявителей дополнительно к существующей сейчас личной идентификации.
Для дистанционной идентификации предусмотрены три варианта:
- с использованием УКЭП – при наличии действующего квалифицированного сертификата,
- с использованием загранпаспорта РФ нового образца с записанными на нем биометрическими персональными данными,
- с использованием сведений о гражданине из ЕСИА и ЕБС.
Однако доверенные лица АУЦ при приеме заявлений и вручении сертификатов обязаны проводить только личную идентификацию владельца КЭП.
Расписка о получении сертификата КЭП может быть оформлена в электронном виде и подписана заявителем либо УКЭП при наличии действующего сертификата, либо ПЭП, с которой заявитель зарегистрирован в ЕСИА (на Госуслугах).
Владельцы информационных систем не имеют права предъявлять требования о наличии в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной при использовании УКЭП на их площадках. Это означает, что сертификат КЭП становится универсальным, его обязаны принимать без ограничений все электронные площадки и информационные системы, в т.ч. те, которые ранее принимали только сертификаты со специфическими расширениями.
С 01.01.2021 для повышения доверия к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) будет использоваться метка доверенного времени - "достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью".
Средства электронной подписи должны обеспечивать визуализацию электронной подписи (информация о номере сертификата, периоде действия, владельце).
В Законе № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) появилось новое понятие "доверенная третья сторона" (ДТС) - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи и полномочий участников электронного взаимодействия - "для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами".
Определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях. Предполагается, что механизм признания иностранных подписей будет работать через услуги ДТС.
Государство обязано информировать граждан и организации обо всех сертификатах, выпущенных на их имя. Это планируется делать через портал Госуслуги.
Разрешен выпуск "обезличенных" сертификатов без указания физического лица в качестве ответственного за хранение ключа. Эти сертификаты предназначены для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в информационных системах. Директор предприятия должен приказом назначить сотрудника, ответственного за хранение ключа такой подписи. Если приказа нет, "по умолчанию" ответственным является директор.
Кроме того, существенно увеличены требования:
- к минимальному размеру собственных средств (капитала) АУЦ, который должен составлять не менее 1 млрд руб. (или 500 млн руб. при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства);
- к финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.
Сотрудники АУЦ и доверенных лиц несут гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом № 63-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.