Комментарии законодательства

Обращение Президента РФ и его последствия для бизнеса

Дата публикации

Президент Российской Федерации выступил с обращением и озвучил ряд мер по поддержке населения и бизнеса, разработанные в условиях борьбы с распространением коронавируса.

В целях снижения скорости распространения вируса, сохранения здоровья и безопасности граждан, а также их поддержки в текущей ситуации предложено следующее.

1. Следующая неделя объявлена нерабочей с сохранением заработной платы. Выходные продлятся с субботы 28 марта по воскресенье 5 апреля. Все структуры жизнеобеспечения, в том числе медицинские учреждения, аптеки, магазины, банки, транспорт, органы власти всех уровней продолжат работу.

Предложения конкретизированы в Указе Президента РФ от 25.03.2020 № 206.

Нерабочими объявлены 30 и 31 марта, а также дни с 1 по 3 апреля. При этом Указ не распространяется на работников:

а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, основываясь на тексте Указа, нерабочим названный период будет не для всех организаций. Организации, которые попали под исключение, должны работать в обычном порядке, то есть для них период с 30 марта по 3 апреля – это обычные рабочие дни. Перечень таких организаций приведен в Рекомендациях для работодателей, которые Правительство РФ обязало Минтруд России довести до работодателей. В этом же документе указано следующее. Руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил.

Таким образом, фактически Правительство России вводит запрет на осуществление деятельности всеми остальными работодателями, кроме поименованных в списке исключений. Кроме того, Правительство России обязало Роструд контролировать соблюдение работодателяит режима нерабочих дней.

У организаций, которым установлены нерабочие дни, изменятся сроки:

2. Голосование по поправкам в Конституцию РФ, запланированное на 22 апреля, переносится на более позднюю дату. Решение о новом дне голосования будет принято после оценки ситуации с учетом мнения специалистов (в т.ч. медиков).

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 205 это предложение уже закреплено. Значит, 22 апреля 2020 года является обычным рабочим днем.

3. Пособия по больничным листам до конца года будут выплачиваться исходя из суммы не ниже МРОТ в месяц (12 130 руб. в месяц). Решение о продлении такой меры будет принято с учетом дальнейшей ситуации.

Это предложение пока не конкретизировано нормативными правовыми актами. В настоящее время в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ закреплено следующее правило: если за предыдущие два года заработок отсутствует или он меньше МРОТ, то расчет пособия производится исходя из МРОТ. При этом сейчас этот размер может быть ниже МРОТ, если у сотрудника маленький страховой стаж (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Возможно, будут изменения, которые позволят платить пособие из МРОТ даже при небольшом страховом стаже (менее 8 лет).

4. Для предприятий малого и среднего бизнеса (для отраслей, которые наиболее затронула текущая ситуация) предусмотрены:

Указанные предложения также пока не конкретизированы в нормативных правовых актах. Но хотелось бы обратить внимание, что отсрочка по уплате не подразумевает освобождение, то есть налоги платить придется. Также нет ясности в том, по каким периодам будут предоставлены отсрочки. Дело в том, что в марте истекают сроки уплаты налогов по доходам за 2019 год и первый квартал 2020 года. Пока неизвестно, будет ли отсрочка действовать ретроспективно или будет представлена только в отношении текущих или будущих доходов.

5. Правительству РФ и ЦБ РФ поручено принять дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирования.

Это предложение также не конкретизировано на данный момент. В первую очередь интерес вызывает, кто и в каких видах деятельности сможет получать субсидии и госгарантии. Пока неизвестно, будут ли это только социально значимые сферы или наиболее пострадавшие от ситуации.

6. В рамках защиты предприятий от банкротства (для отраслей, которые наиболее затронула текущая ситуация) предложен 6-месячный мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов.

На данный момент обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом могут конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а также работники (в том числе бывшие), если перед ними есть задолженность по выплатам. Кроме того, правом подать заявление наделен и сам должник. Это установлено п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кому конкретно из перечисленных лиц и как долго, будет запрещено подавать заявления, пока сказать сложно.

7. В целях сохранения доходов граждан и рабочих мест, занятых на малых и средних предприятиях, в 2 раза (с 30 до 15 процентов) снижается размер страховых взносов. Ставка 15 процентов действует в отношении зарплаты, превышающей размер МРОТ. Если зарплата будет на уровне МРОТ или ниже, то ставка останется прежней (30 процентов). Такая мера вводится на долгосрочную перспективу.

В настоящее время в РФ несколько видов взносов, их размер отличается в зависимости от статуса получателя дохода – российский гражданин или иностранец, а также от условий труда работников и вида деятельности – по работникам на вредных работах работодатели платят еще и взносы по дополнительным тарифам, а по некоторым видам деятельности (например, для ИТ-компаний) льготы и так уже установлены. Подробнее см. статью.

Таким образом, до появления каких-либо нормативных правовых актов невозможно сказать определенно, какие ставки, по каким взносам и для каких категорий плательщиков и работников будут действовать.

8. Изменения затронут и доходы граждан. Так, все доходы в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, будут облагаться налогом по ставке 15 процентов. При этом при наличии двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения есть вероятность того, что РФ выйдет из них.

Также для граждан, чей объем вкладов в банках и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб., устанавливается налог на процентный доход в размере 13 процентов НДФЛ. Другими словами, если общая величина вкладов и ценных бумаг физического лица превышает 1 млн руб., то с процентов по ним предполагается удерживать НДФЛ в размере 13 процентов.

Пока эта инициатива также не нашла отражение в нормативных правовых актах. Не вполне ясно, со всех процентов будет удерживаться налог, если объем вкладов и инвестиций превышает 1 млн руб., или только с процентов по вкладам и инвестициям, превышающим 1 млн руб. Например, если сумма вклада в банке составляет 1,2 млн руб., то пока непонятно, 13 процентов будет удерживаться с процентов, начисленных на всю сумму 1,2 млн руб. или только на сумму 200 тыс. руб.

Сейчас проценты по вкладам подпадают под обложение НДФЛ, только если ставка по вкладу превышает ставку рефинансирования на 5 пунктов.

Отметим, что по данным СМИ Правительство РФ введет эти меры только по доходам по вкладам за 2021 год. То есть впервые налог будет удержан в 2022 году.

Внимание

Перечень организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 уточнен (Поручение Правительства России от 26 марта 2020 года, Рекомендации Минтруда России в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696, Дополнения к Рекомендациям Минтруда России в письме от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741). Полный перечень см. здесь.