Документ
Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904
Комментарий
Юрлица и ИП, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС), перечисляют ее раз год не позднее 1 марта (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее – Закона № 7-ФЗ).
Плата за НВОС рассчитывается в порядке, предусмотренном ст. 16.2 – 16.3 Закона № 7-ФЗ и Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила).
Платежная база для исчисления платы определяется исходя из объема (массы) выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объема (массы) размещенных отходов (п. 1 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ). При этом принимаются во внимание следующие факторы:
- превышены ли нормативы допустимых выбросов, сбросов, лимиты размещения отходов;
- превышен ли объем (масса) временно разрешенных выбросов (сбросов);
- представлена ли документация, регулирующая деятельность на объекте негативного воздействия.
База умножается на ставку платы и на дополнительные коэффициенты, которые зависят и от соблюдения нормативов и лимитов выбросов, сбросов, размещенных отходов (ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
Напомним, что с 01.01.2019 действуют поправки в законодательство об охране окружающей среды и в законодательство об обращении с отходами.
С указанной даты вид отчетности, которая должна быть в наличии у природопользователей, зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту НВОС. Таких категорий четыре. Так, при осуществлении деятельности на объекте:
- I категории – юрлица и ИП обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ);
- II категории – юрлица и ИП должны подать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ);
- III категории – юрлица и ИП обязаны составлять отчет о результатах производственного экологического контроля;
- IV категории – в данном случае не нужно вносить плату за НВОС (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Представление отчетности о выбросах, сбросах и образовании отходов не требуется (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).
В связи с упомянутыми поправками, действующими с 01.01.2019, положения в Правила также потребовалось скорректировать. О готовящихся поправках сообщали специалисты Минприроды России в письме от 31.10.2019 № 19-47/26920.
30.12.2019 вступило в силу постановление Правительства от 27.12.2019 № 1904 (далее – постановление № 1904), которым в Правила внесены необходимые изменения. Их необходимо учитывать при расчете платы за 2019 год (п. 2 постановления № 1904).
Так, повышенные коэффициенты применяются к ставкам платы, если объем (масса) выбросов, сбросов, объем (масса) размещенных отходов превышают те, которые указаны (п. 11 (1) – 11 (4) Правил) в:
- комплексном экологическом разрешении;
- декларации о воздействии на окружающую среду;
- отчетности о результатах производственного экологического контроля.
Также в повышенном размере плата за НВОС рассчитывается в случае отсутствия у плательщика перечисленной документации.
Исключение – случаи, когда плательщики, осуществляющие деятельность на объектах I и II категории, до 01.01.2019 оформили разрешительную документацию по прежним правилам. Они вправе вести деятельность с применением таких документов до окончания срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду.
В такой ситуации "санкции" в виде повышенных коэффициентов к ставкам платы за НВОС в случае непредставления новых форм документов на них не распространяются (п. 12 – 12 (1) Правил).
Отметим, что Правила дополнены порядком расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов (п. 18 (1) Правил). Однако это важно только для тех организаций, которые получили статус регионального оператора по обращению с такими отходами (ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ). Именно они вносят плату за НВОС в отношении ТКО (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).