Комментарии законодательства

В Закон № 44-ФЗ внесли поправки, направленные на оптимизацию закупочных процедур.

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ

Комментарий

В Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) внесены поправки, которые вступают в силу в разные сроки: 01.01.2020, 08.01.2020, 01.07.2020, 01.01.2021.

Начало действия – 01.01.2020

С 1 января 2020 г. участники торгов должны указывать в заявках страну происхождения товаров при любом конкурентном способе закупки (вне зависимости от применения национального режима). Это касается случаев, когда предметом закупки является поставка товаров, и случаев, когда заказчику поставляется товар при закупке работ, услуг. Информация об изменениях, внесенных в Закон № 44-ФЗ, доведена ФАС России (http://fas.gov.ru).

Внесены изменения в ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, которая касается внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Из перечня полномочий органов внутреннего финансового контроля исключен контроль в отношении:

Вместе с тем орган внутреннего финансового контроля должен контролировать соблюдение требований к исполнению, изменению контракта, соблюдение условий контракта, а не только соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль проводится в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Федеральное казначейство наделено полномочиями по контролю закупок для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

В единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний должны размещаться сведения не только о предписаниях, но и о представлениях контрольных органов в сфере закупок, органов внутреннего финансового контроля.

Начало действия – 08.01.2020

Действие Закона № 44-ФЗ больше не распространяется на заключение соглашений об установлении сервитутов (п. 11 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Порядок заключения таких соглашений регулируется земельным законодательством и не соответствует в полной мере требованиям Закона № 44-ФЗ, в т.ч. в части планирования, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка исполнения контракта.

В части 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ разделены понятия "государственный контракт, муниципальный контракт" и "контракт". Государственный (муниципальный) контракт заключает государственный или муниципальный заказчик от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Контракт заключает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие либо иное юридическое лицо.

Перечень основных понятий дополнен определением "контракт жизненного цикла", которое ранее содержалось в ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Заказчик вправе заключить такой контракт, если предметом являются новые машины и оборудование, а также в случаях, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обеспечена возможность заключения договора аренды с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в отношении земельных участков.

Расширены способы закрепления нежилых помещений за правообладателем с целью применения п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Этот пункт предусматривает возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества, одного или нескольких нежилых помещений. Имущество может принадлежать заказчику на праве собственности, быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, передано на ином законном основании.

Если у заказчика нет возможности заключить контракт непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных работ, услуг, он вправе оформить договорные отношения с лицом, которое заключило такой договор (контракт). При этом заказчик оплачивает стоимость работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, переданных ему на ином законном основании, в общей площади здания.

В целях реализации национальных проектов разрешается заключать контракты, предметом которых могут быть одновременно:

Стоимость каждого из перечисленных видов затрат в контракте указывается раздельно.

Особенности заключения контрактов в целях реализации национальных проектов установлены ч. 55 – 63 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Начало действия – 01.07.2020

Вводится новый механизм проведения закупок малого объема у единственного поставщика с использованием электронной площадки. Цена контракта не должна превышать 3 млн руб. Соответствующие изменения внесены в п. 17 ч. 1 ст. 3, ч. 2.1 ст. 24, ч. 9 ст. 24.1, ч. 15 ст. 34, пп. 4, 5 ч. 1, ч. 12, 13 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Закупка, по сути, переходит в разряд конкурентных, т.к. размещается извещение о закупке на электронной площадке, рассматриваются и оцениваются заявки, составляется итоговый протокол, контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену за единицу товара. Информация о таких контрактах включается в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Ранее этот срок составлял два дня.

Размер начальной (максимальной) цены контракта, который дает заказчику право закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, увеличен с 500 тыс. руб. до 3 млн руб. При этом годовой лимит в 10 % от совокупного годового объема закупок остается, а вот лимит в 100 млн руб. отменен. Вводится упрощенный порядок проведения запроса котировок. Срок заключения контракта по итогам такой процедуры сократится до двух рабочих дней с даты опубликования итогов. Соответствующие изменения внесены в ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ.

Определены правила согласования с ФАС России заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если конкурс, аукцион или запрос предложений признан несостоявшимся (ч. 5 – 11 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

Необходимость в согласовании возникает, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ. Такая процедура позволит предотвратить увеличение нагрузки на контрольные органы в сфере закупок, а также излишние административные барьеры и рост временных затрат заказчика при закупке.

Начало действия – 01.01.2021

При закупках малого объема у единственного поставщика (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) в электронной форме с использованием электронной площадки обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с единой информационной системой. Требования к такому информационному взаимодействию устанавливаются Правительством РФ. Часть 13 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которой введена эта норма, вступит в силу с 1 января 2021 г.