Комментарии законодательства

Какие доходы можно не учитывать при расчете налога на прибыль за 2019 год?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., то есть действуют уже сейчас (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 г. Рассмотрим подробнее нововведения.

Курортный сбор

Как уже отмечала ФНС России (см. новость), суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.

В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в пп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.

Перенос ОС при реконструкции государственных или муниципальных объектов

Как известно, с 01.01.2019 организации могут не учитывать доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления. Речь идет о работах по переносу (переустройству), выполненных сторонними подрядчиками в связи с созданием иного объекта капстроительства, принадлежащего государству или муниципалитету (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Закон № 325-ФЗ внес коррективы в эту норму. Теперь она действует не только при создании государственных (муниципальных) объектов капстроительства, но и при их реконструкции, а также при создании (реконструкции) линейных объектов государственной (муниципальной) собственности. Напомним, линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Причем уточнено, что создание (реконструкция) перечисленных объектов может финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ как полностью, так и частично.

Увеличение номинальной стоимости доли в ООО без изменения доли участия

Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь вправе не учитывать для целей налогообложения увеличение номинальной стоимости своей доли ввиду увеличения уставного капитала ООО, если при этом размер самой доли остался прежним (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). Например, такая ситуация возникает при увеличении уставного капитала ООО за счет его имущества – нераспределенной прибыли, резервного и иных фондов (созданных в соответствии с законом или уставом ООО), добавочного капитала (ст. 18 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следовательно, если увеличение уставного капитала таким способом зарегистрировано налоговой инспекцией в 2019 г., то платить соответствующий налог на прибыль участнику ООО не нужно.

Напомним, что до принятия Закона № 325-ФЗ пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ относился только к акционерам АО и не распространялся на участников ООО, о чем неоднократно высказывался Минфин России (подробнее см. здесь). Таким образом, указанные изменения улучшают положение участников ООО.

Отметим также, что поправки в пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются на доходы организаций (участников ООО) в виде стоимости дополнительно полученных ими долей по решению общего собрания участников этого ООО. Например, такая ситуация возникает при распределении между оставшимися участниками ООО доли вышедшего из него участника (п. 6.1 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следовательно, увеличение номинальной стоимости доли таким способом облагается налогом на прибыль (как и прежде).

Доходы казенных учреждений от реализации товаров

Вопрос о налогообложении доходов казенных учреждений от реализации товаров раньше вызывал споры. Связано это с тем, что согласно прежней редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ из-под налогообложения исключались средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Доходы от реализации товаров (имущества) в этой норме не упоминались. На этом основании Минфин России высказывался против освобождения от налогообложения этих доходов (см. письма от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369, от 25.07.2016 № 03-07-11/43314, от 13.07.2015 № 03-03-06/40083, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12819).

Однако Верховный Суд РФ недавно принял решение в пользу казенного учреждения уголовно-исполнительной системы, указав на недопустимость включения в налогооблагаемую прибыль учреждения доходов от реализации товаров (см. определение от 16.10.2018 № 302-КГ18-7510, направлено налоговым органам письмом ФНС России от 29.12.2018 № СА-4-7/26060). Судьи пришли к выводу (из совокупного толкования налогового и бюджетного законодательств), что фактически такие поступления являются доходом соответствующего бюджета, поэтому налоговую базу казенного учреждения они не увеличивают.

Теперь такая позиция нашла отражение в новой редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с ней от налогообложения освобождаются любые средства, полученные казенными учреждениями от деятельности, приносящей доход, если они перечисляются в бюджетную систему РФ. Напомним, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Оценка стоимости имущества, полученного унитарным предприятием в уставный фонд от собственника его имущества

Ранее в гл. 25 НК РФ не было порядка определения унитарным предприятием стоимости такого имущества для целей налогообложения (например, с целью расчета первоначальной стоимости ОС, полученного предприятием в уставный фонд). Однако теперь из последнего абзаца п. 1 ст. 277 НК РФ следует, что при передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества (учредителем) стоимость этого имущества оценивается исходя из документально подтвержденных расходов на его приобретение (создание), которые осуществлены в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Полагаем, что речь в данном случае идет о субсидиях и бюджетных инвестициях в отношении объектов государственной (муниципальной) собственности, осуществленных в соответствии со ст. 78.2, 78.3, 79 БК РФ. Имущество, созданное за счет этих субсидий (инвестиций), впоследствии может передаваться в уставный фонд унитарного предприятия.