Документ
Приказ Роструда от 13.06.2019 № 160
Комментарий
22 октября 2019 г. вступил в силу новый Административный регламент по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства (далее – Регламент), утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160. Прежний административный регламент, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, прекратил свое действие.
Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Рострудом путем проведения, в частности, плановых и внеплановых проверок работодателей. В рамках таких проверок сотрудники трудовой инспекции проверяют полноту и своевременность выплаты заработной платы, верность расчетов при увольнении и выплате отпускных, соблюдение требования охраны труда и т.д. (п. 5 Регламента). План проверок Роструда должен быть опубликован на его сайте не позднее 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых мероприятий. Согласно предыдущему регламенту это можно было сделать до 1 декабря.
Административным регламентом определяются права и обязанности проверяемых и проверяющих, документы, которые могут быть истребованы во время проверки у работодателя, а также виды, сроки и порядок проведения проверок и иных административных процедур. Новый Регламент приведен в соответствие с требованиями трудового законодательства и других нормативных правовых актов (с учетом внесенных в них в последнее время изменений), регулирующих осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Инспекторы будут проверять порядок проведения индексации зарплаты
Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки. В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).
Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.
Срок проведения проверки будет зависеть от вида работодателя
Согласно новому регламенту проверка работодателя не может превышать 20 рабочих дней. Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов, а в отношении микропредприятия – 15 часов в течение года, если иное не установлено законом. Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней (п. 24 Регламента).
Оснований для прекращения трудовой проверки стало больше
В новом регламенте расширен перечень оснований, при которых проверка не может быть начата, а уже начатая проверка должна быть прекращена. Такими основаниями являются (п. 27 Регламента):
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;
- грубые нарушения при организации и проведении проверки, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
- ситуация, когда проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении.
При трудовых проверках будет применяться риск-ориентированный подход
По примеру проверок, проводящихся в других сферах (например, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности) при проверке работодателей государственные инспекторы будут применять риск-ориентированный подход. Это означает, что каждый работодатель будет отнесен к отдельной категории риска, от которой зависит частота и тщательность проверки: чем выше риск, тем проверки чаще и тщательнее. Проверки будут проводиться:
- для категории высокого риска – один раз в 2 года;
- для категории значительного риска – один раз в 3 года;
- для категории среднего риска – один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска – один раз в 6 лет.
Категории риска присваиваются Рострудом с учетом ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате у конкретного работодателя, а также посредством системы межведомственного взаимодействия с ФНС РФ. Если информация об отнесении работодателя к категории риска отсутствует, считается, что он отнесен к категории низкого риска и плановые проверки в его отношении не проводятся. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок.
Проверки будут проводиться по проверочным листам
В распоряжении или приказе о проведении плановой проверки будут указывать реквизиты проверочного листа, который будет использован при проверке. Предмет проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенный в такой проверочный лист (п. 51 Регламента). Форма проверочного листа утверждена приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Составляется такой лист инспектором перед началом проверки.