Комментарии законодательства

Что нужно учитывать плательщикам на УСН, ЕСХН и ПСН осенью 2019 года?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Комментарий

Расходы на приобретение ОС

Плательщики на УСН (объект "доходы минус расходы") и ЕСХН могут учесть расходы на приобретение основных средств. Порядок учета расходов зависит от того, когда именно были приобретены ОС – в период применения спецрежима или ранее (п. 4 ст. 346.5 НК РФ, п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Если права на ОС подлежали госрегистрации, то до 29.09.2019 расходы можно было учитывать только с момента подачи документов на регистрацию. С 29 сентября это условие отменено. По новым правилам факт подачи документов на госрегистрацию для целей учета расходов значения не имеет (пп. "б" п. 52, п. 54 ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Таким образом, учет расходов на приобретение ОС для этих спецрежимов упрощается.

Для того чтобы учесть расходы на ОС, приобретенные на УСН, необходимо (п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ):

По нашему мнению, отмена условия о подаче документов на госрегистрацию относится к ОС, принятым на учет 29.09.2019.

Субсидии для малых предприятий на УСН и ЕСХН

Не забыл законодатель и про малые предприятия: многие организации и предприниматели на УСН и ЕСХН являются субъектами малого предпринимательства и получают субсидии из бюджета.

Средства финансовой поддержки можно учитывать упрощенцам (независимо от объекта налогообложения) и сельхозпроизводителям в доходах не в полном объеме, а пропорционально расходам, которые осуществлены за их счет. Такой порядок применяется в течение двух налоговых периодов с даты их получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных бюджетных средств превысит сумму признанных расходов, осуществленных за их счет, то полученная разница отражается в доходах этого налогового периода (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Из буквального прочтения нормы следует, что такой порядок применяется, только если расходы осуществляются за счет уже полученной субсидии. Поэтому если налогоплательщик понес расходы за свой счет и затем покрыл их полученной субсидией, применятся общий порядок и субсидия учитывается в доходах в полном размере. Правомерность такой позиции подтвердил Верховный Суд РФ в определении от 23.08.2016 № 303-КГ16-9653.

Однако в судебной практике встречались и другие мнения. Так, судьи приходили к выводу, что абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ распространяется не только на субсидии, выделенные в счет будущих затрат (постановление АС Поволжского округа от 08.11.2017 № Ф06-25870/2017). Причем налогоплательщиков поддержало и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 24.02.2016 № 03-11-11/10008).

Точку в спорах поставил законодатель: с 29.09.2019 уточняется, что учитывать субсидию в доходах пропорционально расходам можно (абз. 9 пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, абз. 10 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 1 ст. 3 Закона № 325-ФЗ):

Из буквального толкования следует, что налогоплательщик может возместить за счет субсидии расходы, которые понесены только в период ее получения. Если расходы произведены до налогового периода, в котором получена субсидия, то полученную субсидию следует отразить в доходах в общем порядке.

Полагаем, что новые правила действуют в отношении субсидий, полученных с 29.09.2019.

Налоговые каникулы для ИП на УСН

Предприниматели на УСН в течение двух налоговых периодов могут применять нулевую ставку по упрощенной системе, если одновременно соблюдаются условия (п. 4 ст. 346.20 НК РФ):

Законодатель расширил сферу налоговых каникул. С 29.09.2019 к льготным видам деятельности относятся и услуги по предоставлению мест для временного проживания (п. 56 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Если региональные власти решат порадовать предпринимателей, то им нужно успеть принять соответствующий закон до 01.01.2021, так как с этой даты устанавливать налоговые каникулы уже нельзя (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 23.03.2015 № 03-11-10/15651).

Доходы управляющей компании на УСН

С 1 января 2018 года действует норма, по которой ТСЖ, ТСН, управляющие организации, а также иные специализированные потребительские кооперативы не учитывают доходы, полученные от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Однако не вполне ясно, действует ли льгота, если по договору услуги оказывает сама управляющая компания (ТСЖ). По мнению Минфина России, пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ применяется и тогда, когда коммунальные услуги оказывает сама управляющая компания (ТСЖ), но при условии, что она заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями (письма от 24.07.2019 № 03-11-06/2/55051, от 19.02.2019 № 03-11-06/2/10212, от 14.02.2019 № 03-11-06/2/8980).

С 01.01.2020 этот подход закреплен законодательно.

Вместе с тем ТСН (в т.ч. ТСЖ), управляющие организации, жилищные (иные специализированные потребительские кооперативы) на УСН ("доходы минус расходы") не вправе учитывать в составе материальных расходов денежные средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг. Необходимое условие: такие средства получены от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при расчете налоговой базы по УСН (пп. "б" п. 55 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Средняя численность работников на ПСН

Предпринимателям на ПСН необходимо следить, чтобы средняя численность наемных сотрудников за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности не превысила 15 человек (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Трудности в подсчете сотрудников обычно возникали, если ИП совмещал ПСН с иными спецрежимами – УСН и (или) ЕНВД. В этом случае контролирующие органы предлагали считать работников, занятых в видах деятельности, облагаемых в рамках УСН и ЕНВД (письмо ФНС России от 03.08.2015 № ЕД-4-3/13578 вместе с письмом Минфина России от 21.07.2015 № 03-11-09/41869). Однако в прошлом году Минфин России пошел навстречу налогоплательщикам (письмо от 20.09.2018 № 03-11-12/67188). Подробнее здесь.

С 29.09.2019 уточняется, что для целей контроля лимита на ПСН в подсчете участвуют только работники, занятые в предпринимательской деятельности на ПСН (пп. "в" п. 59 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Исчисление и уплата налога на ПСН

По общему правилу налог на ПСН считается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. С 29.10.2019 установлено следующее: если патент получен на срок менее календарного года, налог следует считать так (пп. "а" п. 62 ст. 2 Закона № 325-ФЗ):

Ранее для расчета вместо календарных дней использовались целые месяцы, а не дни. Поправки применяются при расчете суммы налога с 29.10.2019, то есть при получении патента с этой даты.

Кроме того, с 29 октября этого года вводится новая норма, позволяющая пересчитать стоимость патента в случае прекращения предпринимательской деятельности на ПСН до истечения срока действия патента. Определить скорректированную сумму налога можно следующим образом:

Напомним, что до введения указанной нормы контролирующие органы в случае прекращения этой деятельности до истечения патента допускали пересчет налога исходя из фактического количества дней применения ПСН (письмо Минфина России от 01.03.2019 № 03-11-09/13546, направлено письмом ФНС России от 17.05.2019 № СД-4-3/9272@). Другими словами, рекомендации контролирующих органов теперь закреплены в законе.

С 29.10.2019 если в связи с перечетом налога у предпринимателя появится переплата, то ее можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (пп. "б" п. 62 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Такое мнение и ранее высказывали Минфин России и налоговая служба (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-11-09/39218, направлено письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18591@).

Однако если возникает налог к доплате, перечислить его в бюджет предпринимателю необходимо не позднее 20 дней со дня снятия ИП с учета в качестве плательщика ПСН (п. 3 ст. 346.46 НК РФ). Ранее контролеры предлагали уплатить необходимую сумму не позднее сроков, указанных в патенте (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-11-09/39218, направлено письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18591@).