Дата публикации 27.08.2019
Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ
13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее – Закон о промышленной политике). С этой даты в РФ могут быть два вида специальных инвестконтрактов (далее – СПИК):
Основные отличия новых контрактов заключаются в следующем. С 13.08.2019 предметом СПИК является инвестпроект не просто по освоению производства той или иной промышленной продукции на территории РФ (континентальном шельфе РФ или в ее исключительной экономической зоне), а по запуску на основе современной технологии серийного производства промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. При этом все публично-правовые образования (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) будут выступать стороной СПИК только совместно. Ранее это не было обязательным.
Сегодня для целей налогообложения участники СПИК (инвесторы) приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Для участников СПИК могут действовать (п. 1.5 ст. 284, п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 284.3 НК РФ):
При этом вышеуказанными нормами установлены существенные ограничения для применения пониженных ставок:
Однако с 01.01.2020 участники СПИК станут отдельной группой налогоплательщиков. Применение этими налогоплательщиками пониженных (в т.ч. нулевых) ставок (как по региональной, так и по федеральной части налога на прибыль) будет регулироваться новой статьей 284.9 НК РФ (п. 2, 3 ст. 1, п. 2-4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ).
Так, для целей налогообложения налогоплательщиком – участником СПИК будет признаваться организация (сторона СПИК, заключенного в соответствии с Законом о промышленной политике), которая не применяет специальные налоговые режимы и не является:
Новое в порядке определения налоговой базы
Участники СПИК, у которых доходы от реализации в рамках инвестпроекта не превышают 90% общей суммы облагаемых доходов, также смогут применять с 01.01.2020 льготные (в т.ч. нулевые) ставки по региональной и федеральной частям налога, но только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта (при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту и по остальной деятельности). Это, несомненно, увеличит число участников СПИК, использующих льготные ставки.
Налогоплательщики, у которых 90-процентный порог доходов превышен, смогут платить налог по пониженным ставкам:
При этом выбор между этими двумя способами определения налоговой базы инвестору необходимо сразу закрепить в учетной политике и нельзя менять в течение срока, на который заключен СПИК. Полагаем, такое ограничение не вполне удобно, поскольку столь точно спрогнозировать будущие доходы на годы вперед (а СПИК может действовать 10-20 лет) можно не всегда. Также не вполне ясно, какие последствия ожидают налогоплательщика, который выберет вариант без ведения раздельного учета, если доходы от реализации инвестпроекта впоследствии окажутся меньше 90% общей суммы облагаемых доходов. Следовательно, безопасным является способ определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с ведением раздельного учета.
Порядок определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с 01.01.2020 смогут применять те участники СПИК, которые заключили контракт (п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):
Изменилось действие пониженных ставок налога во времени
С 1 января 2020 г. последним периодом применения льготных ставок предлагается считать не 2025 год, а отчетный (налоговый) период, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней (т.е. господдержка на реализацию конкретного инвестпроекта) превысит 50% объема капитальных вложений, предусмотренных СПИК. Методика расчета указанной господдержки в результате применения мер стимулирования в рамках проекта должна быть установлена Правительством РФ.
Однако пониженные региональные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ для организаций, заключивших СПИК без участия РФ до 1 января 2019 г., действуют до налогового периода, в котором (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):
Введены случаи восстановления налога
С 01.01.2020 установлены случаи, когда сумма налога на прибыль, которая не была уплачена в связи с применением пониженных налоговых ставок при реализации инвестпроекта, подлежит исчислению и уплате в бюджет. Это:
Исчисление налога производится без учета применения льготных ставок за весь период реализации проекта. Исчисленная сумма налога уплачивается в общеустановленные сроки по истечении отчетного или налогового периода, в котором специальный инвестиционный контракт был расторгнут. При этом пени не уплачиваются.
Полагаем, данный порядок применяется только при расторжении СПИК, заключенных с 13.08.2019 по новым правилам в соответствии с гл. 2.1 Закона о промышленной политике.
При расторжении СПИК, заключенного до 13.08.2019 по ранее действующим правилам, инвестор также должен компенсировать суммы налога на прибыль, но уже с уплатой пеней (ч. 8 ст. 16 Закона о промышленной политике, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ).