Документ
Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ
Комментарий
Какие бывают специальные инвестконтракты
13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее – Закон о промышленной политике). С этой даты в РФ могут быть два вида специальных инвестконтрактов (далее – СПИК):
- заключенные до 13.08.2019 по старым правилам в соответствии со ст. 16 Закона о промышленной политике;
- заключенные с 13.08.2019 по новым правилам в соответствии с гл. 2.1 Закона о промышленной политике.
Основные отличия новых контрактов заключаются в следующем. С 13.08.2019 предметом СПИК является инвестпроект не просто по освоению производства той или иной промышленной продукции на территории РФ (континентальном шельфе РФ или в ее исключительной экономической зоне), а по запуску на основе современной технологии серийного производства промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. При этом все публично-правовые образования (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) будут выступать стороной СПИК только совместно. Ранее это не было обязательным.
Льготы по налогу на прибыль для участников СПИК
Сегодня для целей налогообложения участники СПИК (инвесторы) приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Для участников СПИК могут действовать (п. 1.5 ст. 284, п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 284.3 НК РФ):
- пониженная (в т.ч. нулевая) ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, установленная законом субъекта РФ;
- нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, которая применяется, только если субъект РФ установил для участников СПИК пониженную (в т.ч. нулевую) налоговую ставку. Сразу отметим, что такой порядок сохранится и в 2020 г.
При этом вышеуказанными нормами установлены существенные ограничения для применения пониженных ставок:
- доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации инвестпроекта в рамках СПИК, должны составлять не менее 90% всех налогооблагаемых доходов (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы);
- льготные ставки действуют максимум до 2025 года включительно.
Однако с 01.01.2020 участники СПИК станут отдельной группой налогоплательщиков. Применение этими налогоплательщиками пониженных (в т.ч. нулевых) ставок (как по региональной, так и по федеральной части налога на прибыль) будет регулироваться новой статьей 284.9 НК РФ (п. 2, 3 ст. 1, п. 2-4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ).
Так, для целей налогообложения налогоплательщиком – участником СПИК будет признаваться организация (сторона СПИК, заключенного в соответствии с Законом о промышленной политике), которая не применяет специальные налоговые режимы и не является:
- участником консолидированной группы налогоплательщиков;
- резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;
- участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;
- участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток.
Новое в порядке определения налоговой базы
Участники СПИК, у которых доходы от реализации в рамках инвестпроекта не превышают 90% общей суммы облагаемых доходов, также смогут применять с 01.01.2020 льготные (в т.ч. нулевые) ставки по региональной и федеральной частям налога, но только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта (при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту и по остальной деятельности). Это, несомненно, увеличит число участников СПИК, использующих льготные ставки.
Налогоплательщики, у которых 90-процентный порог доходов превышен, смогут платить налог по пониженным ставкам:
- либо в отношении всей налогооблагаемой прибыли (без ведения раздельного учета) – как сегодня;
- либо только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта (при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту и по остальной деятельности).
При этом выбор между этими двумя способами определения налоговой базы инвестору необходимо сразу закрепить в учетной политике и нельзя менять в течение срока, на который заключен СПИК. Полагаем, такое ограничение не вполне удобно, поскольку столь точно спрогнозировать будущие доходы на годы вперед (а СПИК может действовать 10-20 лет) можно не всегда. Также не вполне ясно, какие последствия ожидают налогоплательщика, который выберет вариант без ведения раздельного учета, если доходы от реализации инвестпроекта впоследствии окажутся меньше 90% общей суммы облагаемых доходов. Следовательно, безопасным является способ определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с ведением раздельного учета.
Порядок определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с 01.01.2020 смогут применять те участники СПИК, которые заключили контракт (п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):
- со 02.09.2019 (со дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ);
- с 01.01.2017 до 02.09.2019, если заключенный СПИК в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль. Этот способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике до 01.01.2020.
Изменилось действие пониженных ставок налога во времени
С 1 января 2020 г. последним периодом применения льготных ставок предлагается считать не 2025 год, а отчетный (налоговый) период, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней (т.е. господдержка на реализацию конкретного инвестпроекта) превысит 50% объема капитальных вложений, предусмотренных СПИК. Методика расчета указанной господдержки в результате применения мер стимулирования в рамках проекта должна быть установлена Правительством РФ.
Однако пониженные региональные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ для организаций, заключивших СПИК без участия РФ до 1 января 2019 г., действуют до налогового периода, в котором (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):
- действие СПИК прекращено;
- СПИК расторгнут.
Введены случаи восстановления налога
С 01.01.2020 установлены случаи, когда сумма налога на прибыль, которая не была уплачена в связи с применением пониженных налоговых ставок при реализации инвестпроекта, подлежит исчислению и уплате в бюджет. Это:
- расторжение СПИК по решению суда в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) организацией обязательств по контракту;
- отказ РФ, субъекта РФ, муниципального образования от исполнения СПИК во внесудебном порядке на основании ч. 9 ст. 18.6 Закона о промышленной политике.
Исчисление налога производится без учета применения льготных ставок за весь период реализации проекта. Исчисленная сумма налога уплачивается в общеустановленные сроки по истечении отчетного или налогового периода, в котором специальный инвестиционный контракт был расторгнут. При этом пени не уплачиваются.
Полагаем, данный порядок применяется только при расторжении СПИК, заключенных с 13.08.2019 по новым правилам в соответствии с гл. 2.1 Закона о промышленной политике.
При расторжении СПИК, заключенного до 13.08.2019 по ранее действующим правилам, инвестор также должен компенсировать суммы налога на прибыль, но уже с уплатой пеней (ч. 8 ст. 16 Закона о промышленной политике, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ).