Документ
Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ
Комментарий
Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ (далее – Закон № 195-ФЗ) принят с целью снижения уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах и снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не менее чем на 20% (цель обозначена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 2040).
В соответствии с Законом № 195-ФЗ с 01.01.2020 по 31.12.2024 будет проводиться эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу на территории 12 следующих городских поселений и округов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита (ст. 1 Закона № 195-ФЗ).
Государственная информационная система и комплексный план мероприятий
Вся информация о состоянии воздуха на территории каждого участвующего в эксперименте субъекта РФ будет отражена в государственной информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха (п. 5 ст. 2 Закона № 195-ФЗ).
Правительство РФ совместно с региональными властями утвердит комплексный план мероприятий, направленных на снижение выбросов в атмосферу на каждой территории (п. 2 ст. 2 Закона № 195-ФЗ).
Такой план обязателен для исполнения юрлицами и ИП, у которых на территориях перечисленных городских поселений расположены объекты негативного воздействия (в виде выбросов в атмосферу) на окружающую среду (далее – объекты НВОС).
Комплексный план будет включать сведения о:
- показателях снижения выбросов, которые должны быть достигнуты;
- мероприятиях, направленных на снижение выбросов и улучшение качества воздуха;
- сроках выполнения мероприятий;
- источниках и объеме финансирования комплекса мер;
- лицах, ответственных за проведение мероприятий (в т.ч. о юрлицах и ИП).
Обязанности хозяйствующих субъектов в области охраны атмосферного воздуха
На территориях субъектов РФ, участвующих в эксперименте, уполномоченные органы произведут сводные расчеты состояния атмосферного воздуха (п. 1 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). По их результатам будут определены объекты НВОС, выбросы от которых превышают нормативы качества воздуха (п. 3 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Это так называемые квотируемые объекты.
Перечень квотируемых объектов должен быть сформирован Росприроднадзором совместно с Роспотребнадзором и при участии органа власти соответствующего субъекта РФ (п. 6 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Для этих объектов утвердят квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (п. 7 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Планируется, что указанные мероприятия должны быть завершены до 1 ноября 2020 года (пп. 3 п. 5 ст. 11 Закона № 195-ФЗ).
В адрес организаций и ИП, эксплуатирующих такие объекты, направят уведомления об установленных квотах.
Обязанности юрлиц и ИП будут зависеть от того, на каких объектах они ведут деятельность. Представим в таблице (ст. 6 Закона № 195-ФЗ).
Вид объекта | Обязанности хозяйствующих субъектов |
---|---|
объект НВОС, для которого квоты не установлены |
|
квотируемый объект НВОС |
|
Новые льготы в отношении объектов негативного воздействия IV категории
Юрлица и ИП, эксплуатирующие источники загрязнений атмосферного воздуха (например, АЗС), обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Такие мероприятия хозяйствующие субъекты должны согласовать с региональным органом власти, уполномоченным в сфере экологического надзора.
Подобные мероприятия включают в себя, в частности:
- разработку мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и их согласование с территориальным органом Минприроды;
- непосредственное проведение организационно-технических мероприятий в период возникновения НМУ.
Поправками установлено, что такие мероприятия не проводятся на объектах НВОС, которые относятся к IV категории (п. 12 ст. 7 Закона № 195-ФЗ).
Еще одним из нововведений Закона № 195-ФЗ является право специалистов Росприроднадзора при получении информации о НМУ проводить внеплановую выездную проверку соблюдения юрлицами или ИП мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом согласовывать ее проведение с прокуратурой ведомству не требуется.
Поскольку лица, эксплуатирующие объекты IV категории, освобождены от разработки и проведения указанных мероприятий, то внеплановая проверка в отношении них не проводится (пп. "б" п. 17 ст. 7 Закона № 195-ФЗ).
Перечисленные положения начнут действовать с 1 ноября 2019 года (ч. 1 ст. 11 Закона № 195-ФЗ).
Корректировка платы за НВОС
Закон № 195-ФЗ упорядочил нормы, посвященные порядку исчисления платы за НВОС. Напомним, что порядок ее расчета прописан в ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).
К ставкам платы применяются дополнительные коэффициенты. Они зависят от того, соблюдены ли показатели объема (массы) выбросов, сбросов, установленные в разрешительной документации. Так, до 31.12.2019 применяются следующие коэффициенты (ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, далее – Закон № 219-ФЗ)
- коэффициент 1 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов.
Напомним, что нормативы юрлица и ИП рассчитывают самостоятельно в отношении объектов I и II категорий (ст. 22 Закона № 7-ФЗ);
- коэффициент 5 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов.
Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются юрлицам и ИП органом Росприроднадзора в случае невозможности соблюдения нормативов выбросов (сбросов). Они действуют только в период реализации разработанного плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ);
- коэффициент 25 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются для хозяйствующих субъектов в разрешительной документации. Она различается в зависимости от категории объекта НВОС. Так, при ведении деятельности на объекте:
- I категории – необходимо получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Мы писали об этом здесь.
- II категории – получение КЭР не является обязанностью. Однако при эксплуатации таких объектов необходимо представлять декларацию о воздействии на окружающую среду. См. об этом здесь.
До момента оформления КЭР и представления декларации можно эксплуатировать упомянутые объекты НВОС на основании оформленной ранее разрешительной документации, пока не истечет срок ее действия. Такими документами являются (ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ):
- разрешения и лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разрешения и лимиты на сброс загрязняющих веществ;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В них, как правило (в соответствии с прежними правилами), определены лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.
В связи с этим поправками предусмотрено, что до момента получения КЭР временно разрешенные выбросы (сбросы) – это лимиты на выбросы (сбросы), а планы снижения выбросов и сбросов до получения КЭР признаются упомянутыми мероприятиями по охране окружающей среды (или программой повышения экологической эффективности). См. п. 3 ст. 10 Закона № 195-ФЗ.
Соответственно, если объем (масса) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ больше нормативов, но не превышает лимиты, установленные в разрешительных документах, плата за НВОС рассчитывается с коэффициентом 5.
В плане снижения выбросов (сбросов) должны быть обозначены конкретные сроки снижения объема или массы выбросов. Если это требование не будет выполнено в течение 6 месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод – в течение 12 месяцев) по истечении сроков из плана, плату за НВОС потребуется пересчитать с повышающим коэффициентом и доплатить (п. 3 ст. 10 Закона № 195-ФЗ). В соответствии с ч. 8 ст. 11 Закона № 195-ФЗ эта норма действует по 31.12.2019 включительно. Следовательно, указанное правило касается платы за НВОС за 2019 год (со сроком уплаты в 2020 году).
Нормы, касающиеся порядка расчета платы, действуют с момента официального опубликования Закона № 195-ФЗ, а именно – с 26.07.2019 г. (ч. 1, 2 ст. 10 Закона № 195-ФЗ).