Комментарии законодательства

12 городов, в которых с 2020 года вводятся квоты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ (далее – Закон № 195-ФЗ) принят с целью снижения уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах и снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не менее чем на 20% (цель обозначена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 2040).

В соответствии с Законом № 195-ФЗ с 01.01.2020 по 31.12.2024 будет проводиться эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу на территории 12 следующих городских поселений и округов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита (ст. 1 Закона № 195-ФЗ).

Государственная информационная система и комплексный план мероприятий

Вся информация о состоянии воздуха на территории каждого участвующего в эксперименте субъекта РФ будет отражена в государственной информационной системе мониторинга качества атмосферного воздуха (п. 5 ст. 2 Закона № 195-ФЗ).

Правительство РФ совместно с региональными властями утвердит комплексный план мероприятий, направленных на снижение выбросов в атмосферу на каждой территории (п. 2 ст. 2 Закона № 195-ФЗ).

Такой план обязателен для исполнения юрлицами и ИП, у которых на территориях перечисленных городских поселений расположены объекты негативного воздействия (в виде выбросов в атмосферу) на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Комплексный план будет включать сведения о:

Обязанности хозяйствующих субъектов в области охраны атмосферного воздуха

На территориях субъектов РФ, участвующих в эксперименте, уполномоченные органы произведут сводные расчеты состояния атмосферного воздуха (п. 1 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). По их результатам будут определены объекты НВОС, выбросы от которых превышают нормативы качества воздуха (п. 3 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Это так называемые квотируемые объекты.

Перечень квотируемых объектов должен быть сформирован Росприроднадзором совместно с Роспотребнадзором и при участии органа власти соответствующего субъекта РФ (п. 6 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Для этих объектов утвердят квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (п. 7 ст. 5 Закона № 195-ФЗ). Планируется, что указанные мероприятия должны быть завершены до 1 ноября 2020 года (пп. 3 п. 5 ст. 11 Закона № 195-ФЗ).

В адрес организаций и ИП, эксплуатирующих такие объекты, направят уведомления об установленных квотах.

Обязанности юрлиц и ИП будут зависеть от того, на каких объектах они ведут деятельность. Представим в таблице (ст. 6 Закона № 195-ФЗ).

Вид объектаОбязанности хозяйствующих субъектов

объект НВОС, для которого квоты не установлены

  • обеспечивать проверяющим из Росприроднадзора доступ на территорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на котором расположены источники выбросов;
  • представлять в Росприроднадзор по его запросу сведения о результатах инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (как от стационарных, так и от передвижных источников).

квотируемый объект НВОС

  • разработать план мероприятий по достижению квот выбросов.

    Это необходимо сделать в течение трех месяцев с даты получения от органа Росприроднадзора уведомления об установленных квотах (п. 9 ст. 5 Закона № 195-ФЗ);

  • согласовать разработанный план мероприятий с межведомственным советом по проведению эксперимента и утвердить его (п. 11 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

    Межведомственный совет – это новый орган, который будет создан специально для проведения эксперимента (п. 8 ст. 2 Закона № 195-ФЗ);

  • осуществлять компенсационные мероприятия с целью достижения установленных квот, если станет ясно, что до окончания 2024 года соблюсти назначенные квоты не представляется возможным. Перечень компенсационных мероприятий определяется хозяйствующим субъектом не произвольно, а разрабатывается органом власти субъекта РФ и размещается в интернете (п. 10 ст. 5 Закона № 195-ФЗ).

Новые льготы в отношении объектов негативного воздействия IV категории

Юрлица и ИП, эксплуатирующие источники загрязнений атмосферного воздуха (например, АЗС), обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Такие мероприятия хозяйствующие субъекты должны согласовать с региональным органом власти, уполномоченным в сфере экологического надзора.

Подобные мероприятия включают в себя, в частности:

Поправками установлено, что такие мероприятия не проводятся на объектах НВОС, которые относятся к IV категории (п. 12 ст. 7 Закона № 195-ФЗ).

Еще одним из нововведений Закона № 195-ФЗ является право специалистов Росприроднадзора при получении информации о НМУ проводить внеплановую выездную проверку соблюдения юрлицами или ИП мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом согласовывать ее проведение с прокуратурой ведомству не требуется.

Поскольку лица, эксплуатирующие объекты IV категории, освобождены от разработки и проведения указанных мероприятий, то внеплановая проверка в отношении них не проводится (пп. "б" п. 17 ст. 7 Закона № 195-ФЗ).

Перечисленные положения начнут действовать с 1 ноября 2019 года (ч. 1 ст. 11 Закона № 195-ФЗ).

Корректировка платы за НВОС

Закон № 195-ФЗ упорядочил нормы, посвященные порядку исчисления платы за НВОС. Напомним, что порядок ее расчета прописан в ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).

К ставкам платы применяются дополнительные коэффициенты. Они зависят от того, соблюдены ли показатели объема (массы) выбросов, сбросов, установленные в разрешительной документации. Так, до 31.12.2019 применяются следующие коэффициенты (ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, далее – Закон № 219-ФЗ)

  1. коэффициент 1 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов.

    Напомним, что нормативы юрлица и ИП рассчитывают самостоятельно в отношении объектов I и II категорий (ст. 22 Закона № 7-ФЗ);

  2. коэффициент 5 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов.

    Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются юрлицам и ИП органом Росприроднадзора в случае невозможности соблюдения нормативов выбросов (сбросов). Они действуют только в период реализации разработанного плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ);

  3. коэффициент 25 – за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются для хозяйствующих субъектов в разрешительной документации. Она различается в зависимости от категории объекта НВОС. Так, при ведении деятельности на объекте:

До момента оформления КЭР и представления декларации можно эксплуатировать упомянутые объекты НВОС на основании оформленной ранее разрешительной документации, пока не истечет срок ее действия. Такими документами являются (ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ):

В них, как правило (в соответствии с прежними правилами), определены лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.

В связи с этим поправками предусмотрено, что до момента получения КЭР временно разрешенные выбросы (сбросы) – это лимиты на выбросы (сбросы), а планы снижения выбросов и сбросов до получения КЭР признаются упомянутыми мероприятиями по охране окружающей среды (или программой повышения экологической эффективности). См. п. 3 ст. 10 Закона № 195-ФЗ.

Соответственно, если объем (масса) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ больше нормативов, но не превышает лимиты, установленные в разрешительных документах, плата за НВОС рассчитывается с коэффициентом 5.

В плане снижения выбросов (сбросов) должны быть обозначены конкретные сроки снижения объема или массы выбросов. Если это требование не будет выполнено в течение 6 месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод – в течение 12 месяцев) по истечении сроков из плана, плату за НВОС потребуется пересчитать с повышающим коэффициентом и доплатить (п. 3 ст. 10 Закона № 195-ФЗ). В соответствии с ч. 8 ст. 11 Закона № 195-ФЗ эта норма действует по 31.12.2019 включительно. Следовательно, указанное правило касается платы за НВОС за 2019 год (со сроком уплаты в 2020 году).

Нормы, касающиеся порядка расчета платы, действуют с момента официального опубликования Закона № 195-ФЗ, а именно – с 26.07.2019 г. (ч. 1, 2 ст. 10 Закона № 195-ФЗ).