Комментарии законодательства

Новое в законодательстве для плательщиков экологического сбора и лиц, у которых образуются наиболее опасные отходы

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

Комментарий

29 сентября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ (далее – Закон № 225-ФЗ). Он предусматривает очередные нововведения в области экологического законодательства. Основные изменения связаны с регулированием деятельности в области обращения с опасными отходами и затрагивает интересы юрлиц и ИП, которые непосредственно связаны со сбором, утилизацией, размещением отходов и т.п. В то же время отдельные положения Закона № 225-ФЗ касаются лиц, в результате деятельности которых образуются отходы.

Создание федеральных схем обращения с ТКО, отходами I и II классов опасности

В настоящее время в субъектах РФ действуют территориальные схемы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами (ТКО), разработанные в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ).

Так, в отношении г. Москвы территориальная схема утверждена постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 № 492-ПП. Она содержит разного рода сводную и оценочную информацию о:

Закон № 225-ФЗ предусматривает создание федеральной схемы обращения с ТКО, которую утвердит Правительством РФ (пп. "г" п. 6 ст. 1 Закона № 225-ФЗ). Такая схема будет включать информацию из территориальных схем в отношении ТКО, а также иные сведения, состав которых определит Правительство РФ.

Кроме того, запланировано формирование федеральной схемы обращения с отходами I и II класса опасности, т.е. с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (п. 8 ст. 1 Закона № 225-ФЗ, ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ).

Напомним, что перечень отходов с указанием классов опасности содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – ФККО). Например, ко II классу опасности относятся батарейки.

Закон № 225-ФЗ вводит специальные положения, регулирующие порядок обращения с отходами указанных классов опасности.

Во-первых, вся информация об образовании, движении и размещении таких отходов будет включена в упомянутую федеральную схему по обращению с отходами I и II классов опасности. Ее утвердит Правительство РФ. Полномочия по организации учета за обращением с отходами I и II классов опасности теперь закреплены за госкорпорацией "Росатом" (ст. 2 Закона № 225-ФЗ).

Во-вторых, деятельность по обращению (сбор, накопление, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) с указанными опасными отходами должны осуществлять следующие операторы:

После того как федеральная схема будет сформирована и утверждена, региональные операторы по обращению с ТКО будут вести деятельность в соответствии с нормами обращения с отходами I и II классов опасности. При этом федеральный оператор будет принимать от регионального отходы I и II классов опасности, входящих в состав ТКО. Эта процедура должна проводиться на основе договора между такими операторами.

На собственников отходов нововведения повлияют следующим образом.

Если у организации или ИП образуются только ТКО (которые могут включать в себя и отходы I и (или) II класса опасности), то им (как и в настоящее время) потребуется заключать договор на услуги по обращению с такими отходами с соответствующим региональным оператором.

Если образуются отходы I и (или) II класса опасности, не относящиеся к ТКО, нужно будет оформить договор с федеральным оператором по обращению с такого рода отходами.

Заметим, в Законе № 225-ФЗ не прописано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду (плату за НВОС) при размещении отходов I и II класса опасности обязан вносить федеральный оператор (или оператор по обращению с такими опасными отходами). Получается, что эта обязанность возложена на собственника отходов.

Дополнен перечень случаев, когда поручить утилизацию товаров можно сторонней организации

Производители и импортеры товаров и (или) упаковки, поименованных в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, обязаны утилизировать отходы от их использования по утвержденным нормативам (п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

При этом на данный момент производителям (импортерам) предоставлена возможность создать ассоциацию (союз) и поручить ей на основании отдельного договора (п. 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ):

В то же время если ассоциация (союз) не утилизирует либо утилизирует не в полном объеме отходы товаров (упаковки), то обязанность уплатить экологический сбор возлагается на производителя (импортера) упаковки, то есть перепоручить уплату экологического сбора ассоциации (союзу) нельзя. На это обратил внимание Росприроднадзор в разъяснении от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274.

Закон № 225-ФЗ предоставляет право переложить утилизацию отходов не только на ассоциацию (союз), но также на российского экологического оператора (пп. "а" п. 9 ст. 1 Закона № 225-ФЗ). Это еще одно новое определение, установленное поправками.

РоссийскийРегиональный экологический оператор – публично-правовая компания, которая должна быть создана по указу Президента РФ. Ее основная цель – формирование комплексной системы обращения с ТКО, обеспечение управления этой системой, а также предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду (п. 1 ст. 1 Закона № 225-ФЗ). Возможно, что после создания этой компании будут установлены какие-либо дополнительные требования в отношении поручения ей выполнения нормативов утилизации отходов.

Переходные положения для применения новых положений

Как было отмечено выше, Закон № 225-ФЗ вступит в силу 25 сентября 2019 года. Но это не означает, что с указанной даты нужно вести деятельность, следуя измененным нормам законодательства.

Так, новые правила в области образования и утилизации отходов I и II классов опасности начнут действовать только через год после утверждения федеральной схемы обращения с ними (ч. 2 ст. 3 Закона № 225-ФЗ).

Таким образом, пока не начнут работу операторы по обращению с отходами указанных классов опасности, собственники отходов должны заключать договоры на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких опасных отходов с юрлицами или ИП, у которых есть лицензия на обращение с отходами I - IV классов (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Необходимо учитывать, что подобные договоры, которые уже заключены либо будут заключены до вступления в силу поправок (т.е. до 25.09.2019), считаются действующими до ближайшей из следующих дат (ч. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ):