Документ
Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ
Комментарий
Платежные агрегаторы приравнены к банковским платежным агентам
В целях развития инфраструктуры эквайринга и повышения его доступности для предприятий малого и среднего бизнеса законодатель решил регулировать деятельность платежных агрегаторов как банковских платежных агентов.
Установлено, что оператор по переводу денежных средств (кредитная организация) вправе привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом для:
- приема электронных средств платежа (ЭСП) юридическими лицами, предпринимателями и иными лицами (в числе прочих это – нотариусы, адвокаты, медиаторы, физлица, применяющие НПД);
- участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц (в числе прочих это – нотариусы, адвокаты, медиаторы, физлица, применяющие НПД) по операциям с использованием электронных средств платежа.
При этом платежный агрегатор должен:
- иметь статус юридического лица;
- заключать договоры с юрлицами (предпринимателями) о приеме электронных средств платежа (ЭСП) и (или) об участии в переводе денежных средств от имени оператора и предоставлять ему сведения о таких юрлицах и предпринимателях;
- предоставлять оператору информацию для урегулирования споров, связанных с использованием ЭСП;
- предоставлять неограниченному кругу лиц информацию о своей деятельности, определенную в законе;
- соблюдать установленные требования к защите информации.
Если для перевода привлекается агрегатор (банковский платежный агент), то используется отдельный банковский счет, открытый у оператора. Перечень возможных операций по счету ограничен. Одновременно вводится порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов) (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 173-ФЗ).
Указанные поправки вступают в силу с 31.12.2019 (п. 3 ст. 6 Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ).
Корпоративные электронные кошельки
С 1 января 2021 года организации и предприниматели смогут переводить между собой электронные денежные средства, то есть использовать корпоративные электронные кошельки.
В настоящее время организации и предприниматели могут быть получателями электронных денежных средств, а также плательщиками, если получателем является физлицо (пп. "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 173-ФЗ).
При этом необходимо следить, чтобы остаток электронных денежных средств не превышал 600 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ).
Изменения направлены на расширение доступности платежных сервисов на электронных торговых площадках для субъектов малого и среднего бизнеса.
Кодированные реквизиты перевода
По общему правилу распоряжение клиента на перевод денежных средств по безналу должно содержать реквизиты перевода. Перечень реквизитов устанавливает Банк России (п. 1 ст. 8 Закона № 161-ФЗ).
С 03.07.2019 реквизиты перевода могут быть в виде кода. Принимать к исполнению распоряжения клиентов с кодированными реквизитами перевода будут согласно порядку, который установит Банк России. В отношении бюджетных платежей, платежей за государственные (муниципальные) услуги такой порядок определит Минфин России по согласованию с Банком России.