Документ
Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ
Комментарий
С 1 октября 2019 года в силу вступает Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ (далее – Закон), который официально вводит в гражданское законодательство термин "цифровые права". Как следует из пояснительной записки его авторов, Закон призван "привести ГК РФ в соответствие с требованиями цифровой эпохи".
Сразу заметим: каких-либо глобальных изменений Закон № 34-ФЗ в повседневную жизнь предпринимателей не вносит, ограничиваясь в основном установлением общих терминов и понятий. Так, в ГК РФ введена новая статья, дающая определение цифровых прав. Это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы.
По задумке авторов законопроекта, понятие "цифровое право" должно заменить термин "токен", который используется специалистами ИТ-отрасли для обозначения шифров, дающих их владельцам определенные возможности в сети. Насколько это получилось, судить сложно, поскольку, как указано в законопроекте, чтобы цифровое право заработало, необходимо внести еще ряд изменений, в том числе в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Однако в Законе есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание уже сейчас. Так, Закон вносит поправки в ст. 160 ГК РФ, которая содержит правила оформления сделок. Неизменной остается письменная форма сделки, при которой стороны должны составить документ. Этот документ может быть подписан сторонами собственноручно или с использованием электронной подписи (простой или усиленной – это решают стороны). Кроме того, по-прежнему документ может быть подписан факсимильной или иной аналогичной подписью, если это предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ в ред. п. 4 ст. 1 Закона). При этом все вопросы, связанные с подписанием документа электронной подписью, после 1 октября 2019 года будут исключены из ГК РФ и оставлены только в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Одновременно с 1 октября 2019 года сделки можно оформлять с помощью электронных или технических средств – этот способ приравнивается к письменной форме. При этом должны выполняться два условия. Первое – содержание сделки можно в любой момент воспроизвести на материальном носителе (к примеру, распечатать на бумаге). И второе – может быть использован любой способ, позволяющий установить того, кто заключил договор (к примеру, авторизация в личном кабинете, использование логинов-паролей и т.п.).
Следующий момент, на который стоит обратить внимание уже сегодня. Поправка в ст. 494 ГК РФ, согласно которой размещение информации о товаре в интернете автоматически приравнивается к публичной оферте о его продаже, даже если не указана цена или другие существенные условия, а продавцом сделана оговорка "не оферта". В связи с этим с момента вступления Закона № 34-ФЗ в силу (т.е. с 1 октября) компаниям, торгующим в розницу, следует внимательнее относиться к наполнению сайтов и размещению на них информации о товарах.
Еще одно изменение связано с поправками в ст. 128 ГК РФ. Эта статья, напомним, дает общее определение объектов гражданского права. Кроме того, она определяет, какие из объектов относятся к имуществу, а какие – к имущественным правам. Это распределение важно для целей исчисления и уплаты налогов, т.к. по правилам п. 2 ст. 38 НК РФ при налогообложении термин "имущество" не охватывает имущественные права.
В соответствии с новой редакцией ст. 128 ГК РФ в состав имущественных прав прямо включены безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, которые ранее признавались иным имуществом наряду с имущественными правами. Цифровые права законодатель также отнес к имущественным правам.
Сложно сказать однозначно, какое значение будет иметь новое деление объектов. Остается надеяться, что цель этих поправок одна – "навести порядок" в понятиях. Что касается отнесения цифровых прав к категории имущественных, то, скорее всего, это означает, что налоги при их обороте необходимо платить в порядке, установленном для этой категории объектов налогообложения.
Наконец, последнее изменение, на которое стоит обратить внимание, связано с недавно появившимся понятием "big-data" (большой массив обезличенной информации). В ГК РФ введена статья 783.1, которая будет регулировать отношения по предоставлению такой информации между субъектами предпринимательской деятельности. Конечно, поскольку ГК РФ допускает свободу договора, ничто не мешает заключать эти договоры уже сейчас. Что касается новой статьи, то она допускает включение в договор запрета на передачу этих данных третьим лицам в течение определенного времени.