Комментарии законодательства

Новые требования к плательщикам экологического сбора

Дата публикации

Документ

Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 № 986

Комментарий

Некоторые виды товаров и упаковки необходимо утилизировать после того, как они утратят свои потребительские свойства. Их перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее – Перечень). Если производитель и (или) импортер таких товаров и (или) упаковки не обеспечивает утилизацию либо утилизирует их не полностью, он должен уплатить экологический сбор (п. 2, 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее – Закон № 89-ФЗ). Его уплата регулируется ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Кроме того, отдельные особенности исчисления и уплаты экологического сбора, а также представления отчетности по нему установлены нормативными актами Правительства РФ.

В декабре 2017 года в Закон № 89-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ внесены поправки, которые действуют с 01.01.2018.

В связи с этим подзаконные нормативные акты также приведены в соответствие с новыми положениями Закона № 89-ФЗ. В частности, изменены Правила взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (далее – Правила).

Поправки внесены постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 986 и действуют с 4 сентября 2018 года.

Что влекут за собой эти изменения?

Экологический сбор нужно платить за товары и упаковку по отдельности

Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):

Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно. Соответствующая информация опубликована на сайте ведомства (см. http://rpn.gov.ru/sites/default/files/ecosbor.pdf), а также в письме Росприроднадзора от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380.

На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара.

Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее:

  1. магазинам розничной сети;
  2. производителям напитков.

В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:

В Правилах появилась новая норма. Она касается производителей товаров, которые затем реализуются лицам, изготавливающим специальные колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Перечень таких транспортных средств утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Производители указанных товаров экологический сбор должны платить только в отношении их упаковки (п. 2.1 Правил).

Неизменным осталось положение о том, что не нужно платить экологический сбор по товарам и упаковке, которые вывозятся из России (п. 9 Правил).

Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности

В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):

Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:

Экологический сбор перечисляется ежегодно в срок до 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2018 г. до 15 апреля 2019 года.

Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение либо центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Заметим, что ведомство еще до внесения изменений указывало на такой алгоритм уплаты сбора и подачи расчета (несмотря на то, что Правила предусматривали единый порядок перечисления платежей и сдачи отчетности для всех категорий плательщиков – по реквизитам территориальных органов Росприродназора).

Росприроднадзор вправе потребовать от плательщика представить дополнительные пояснения

Расчет сумм экологического сбора органы Росприроднадзора проверяют в течение трех месяцев с даты его представления (п. 14 Правил).

Правила дополнены положением о том, что теперь контролирующие органы должны составлять акт контроля по завершении проверки, если по ее итогам выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 15.2, 15.3 Правил):

  1. в расчете сумм экологического сбора допущены ошибки;
  2. сведения, отраженные в расчете, не соответствуют или противоречат данным о плательщике, которыми располагают проверяющие;
  3. экологический сбор не уплачен (уплачен не полностью) и (или) с нарушением сроков;
  4. экологический сбор исчислен и (или) уплачен излишне.

Акт контроля в течение трех рабочих дней с даты его подписания орган Росприроднадзора направляет плательщику (п. 15.4 Правил). Акт направляется по почте или в форме электронного документа, это зависит от того, каким способом плательщик представил расчет (п. 15.5, 15.6 Правил).

В перечисленных выше первых трех случаях акт контроля будет содержать требование о предоставлении пояснений относительно выявленных неточностей или противоречий, внесении изменений в расчет (и представлении его повторно) либо о доплате суммы сбора. Срок для исполнения требования – 10 рабочих дней с даты получения (пп. "г" п. 15.3 Правил).

Если плательщик не согласен с таким требованием, то в течение 10 рабочих дней с момента его получения он должен представить в орган Росприроднадзора копии документов (пояснения), подтверждающих (в зависимости от вида выявленного нарушения):

Это закреплено в новом п. 15.7 Правил.

В противном случае орган Росприроднадзора имеет право взыскать экологический сбор в судебном порядке (п. 15.8 Правил).

В случае обнаружения переплаты проверяющие вместе с актом контроля должны направить плательщику письмо с предложением зачесть излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей (п. 15.9 Правил).

Если плательщик согласен на зачет, ему нужно направить в адрес органа Росприроднадзора следующие документы (п. 17, 18 Правил):

В Правилах не прописан срок, в течение которого следует представить документы для проведения зачета.

Прежняя редакция Правил также не содержит никаких упоминаний о сроке. На наш взгляд, целесообразнее сделать это в кратчайшие сроки после получения предложения о зачете от органа Росприроднадзора.

Если плательщик вместо зачета хочет получить возврат переплаты, в орган Росприроднадзора необходимо представить (п. 15.10, 17, 19 Правил):

За возвратом можно обратиться в течение трех лет с момента возникновения переплаты (п. 20 Правил).

Как видно, поправками процедура зачета/возврата излишне уплаченного сбора практически не изменена. Новшеством является только направление плательщику акта контроля и предложения провести зачет.

Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора

Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.

Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).

До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее – 30 календарных дней.