Комментарии законодательства

Работникам бюджетной сферы зарплату необходимо будет перечислять только на карту "МИР", а продавцов с доходом более 40 млн рублей будут штрафовать за отсутствие терминалов для ее приема

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 01.05.2017 № 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Комментарий

Напомним, что российская платежная карта "МИР" создана в рамках национальной платежной системы в качестве альтернативы международным картам VISA и MasterCard.

Первые карты "МИР" были выпущены в конце 2015 года. На данный момент значительное число банков на территории России осуществляют эмиссию этих карт. См. информацию на сайте национальной платежной системы.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 88-ФЗ (далее – Закон № 88-ФЗ) скорректировал требования к продавцам (исполнителям работ и услуг), при которых они обязаны устанавливать терминалы для приема национальной платежной карты. Кроме того, поправками предусмотрен постепенный переход на выплаты гражданам за счет бюджетных средств путем перечисления этих выплат только на карту "МИР".

В каком случае необходимо устанавливать терминал для приема оплаты по карте "МИР"?

С 1 октября 2017 года установить терминалы для приема платежей с использованием платежной карты "МИР" обязаны те продавцы (исполнители), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превысила 40 млн рублей.

Не выполнять это условие можно в двух случаях (ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона № 88-ФЗ):

  1. если оплата осуществляется в местности, где отсутствует подключение к Интернету и не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи;
  2. если выручка от реализации товаров через торговый объект за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей.

Из этого правила следует: если у организации несколько торговых объектов, то выручку от реализации продукции необходимо определять по каждому из них. Освобождение от обязанности устанавливать терминал будет действовать в отношении тех объектов, в которых не превышен упомянутый лимит выручки.

Напомним, что торговым объектом признается здание, строение, сооружение (их части), оснащенные оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Не вполне ясно, как на практике применять новые положения продавцам (исполнителям), которые не только реализуют товары, но также выполняют работы и (или) оказывают услуги, принимая заказы в торговом объекте. К примеру:

  1. организация основную деятельность осуществляет в сфере услуг. При этом через торговый объект она реализует сопутствующие товары. Прием заказов и реализация продукции происходят в одном объекте. Возможно, что по итогам календарного года выручка от всех видов деятельности окажется выше 40 млн рублей, а выручка непосредственно от продажи товаров – менее 5 млн рублей. С одной стороны, организация обязана обеспечить в таком торговом объекте возможность приема от покупателей карты "МИР", так как выручка от предпринимательской деятельности превысила 40 млн рублей. С другой стороны, организация подпадает под исключение, поскольку выручка от продажи товаров составила менее 5 млн рублей;
  2. организация представляет собой торговую сеть. При этом в процессе реализации продукции она принимает от покупателей заказы на ряд услуг (в частности, по упаковке, доставке проданных товаров и др.). Предположим, выручка за год от продажи товаров через отдельные торговые объекты оказалась меньше 5 млн рублей. При этом в целом по торговой сети (с учетом поступлений за оказанные услуги) сумма выручки более 40 млн рублей. Нужно ли в подобной ситуации размещать терминалы для приема карты во всех торговых точках?

Полагаем, что за разъяснениями в таких случаях целесообразно обратиться в Роспотребнадзор.

На данный момент продавцы (исполнители) также обязаны обеспечить покупателям возможность оплаты по карте "МИР". Однако это касается тех субъектов, у которых доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год превышает 120 млн рублей (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Отметим, что штрафы за несоблюдение указанного требования не изменились. В соответствии со ст. 2.4, ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ:

За отсутствие в торговом объекте терминала для обслуживания международных платежных карт санкции не применяются (см. письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015 "О разъяснении законодательства").

Нужно ли учреждениям бюджетной сферы оформлять для сотрудников зарплатные карты "МИР"?

В скором времени кредитные организации будут обязаны зачислять выплаты физлицам за счет бюджетных средств только на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием карты "МИР". Переход на такой порядок выплат поэтапный. Он начинается с 1 июля 2017 года и должен завершиться к 1 июля 2020 года.

Однако на карту "МИР" будут зачисляться не все средства. Их перечень ограничен. Так, согласно поправкам новый порядок зачисления средств распространяется на (пп. "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):

Обратим внимание, что Закон № 88-ФЗ содержит оговорку о том, что Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ может в последующем расширить перечень таких выплат (пп. "и" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

В таблице – виды выплат из бюджета и предельные сроки, до наступления которых на имя физлица в банке (иной кредитной организации) должен быть открыт счет, обслуживаемый картой "МИР", чтобы банк зачислил на этот счет предназначенные физлицу средства (пп. "в", "е", "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

 

Бюджетные средства Условия зачисления средств на счет Предельный срок для перехода на карту "МИР"
вознаграждения госслужащих;

заработная плата работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;

государственные стипендии
счет в банке открыт до 01.07.2017 и обслуживается иными платежными картами 01.07.2018
вознаграждения госслужащих;

заработная плата работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;

государственные стипендии
счет в банке впервые открывается с 01.07.2017 дата открытия счета
пенсии и иные социальные выплаты;

ежемесячное пожизненное содержание судей
счет в банке открыт до 01.07.2017 и обслуживается иными платежными картами по истечении срока действия платежной карты, но не позднее 01.01.2020
пенсии и иные социальные выплаты;

ежемесячное пожизненное содержание судей
счет в банке впервые открывается с 01.07.2017 дата открытия счета

 

Для работодателей в бюджетной сфере важно следующее.

Если в настоящее время работодатель перечисляет заработную плату сотрудникам (госслужащим) на счета, которые обслуживаются платежными картами VISA и MasterCard, он может придерживаться такого порядка расчетов до 1 июля 2018 года. С указанной даты работодатели должны перечислять вознаграждение или заработную плату только на счета, к которым привязана карта "МИР". В частности, для этого можно заключить соглашение с банком, осуществляющим эмиссию таких карт, о централизованном перечислении оплаты труда в рамках зарплатного проекта.

Если вознаграждение или заработная плата (из средств бюджета) будет выплачиваться работникам (госслужащим), которые впервые обратились за открытием банковского счета в целях получения указанных выплат с 1 июля 2017 года (например, с этой даты в организацию принят новый сотрудник, у которого не открыт счет в банке), работодателю следует проконтролировать, чтобы зарплатные счета таких работников обслуживались кредитной организацией с помощью карты "МИР".

Отметим, что счет в банке, к которому привязана карта "МИР", не понадобится физлицу для получения следующих выплат из бюджета (пп. "ж" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):