Документ
Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ
Комментарий
Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее – Закон № 401-ФЗ) внес значительные изменения в части первую и вторую НК РФ и другие законодательные акты. Некоторые из них вступили в силу 30.11.2016 (в день официального опубликования закона). Рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в часть первую НК РФ, касающиеся большинства налогоплательщиков.
Любое лицо сможет уплатить налог вместо налогоплательщика
Соответствующие изменения в ст. 44, 45 НК РФ действуют с 30.11.2016 (п. 5, 6 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ). До этого налогоплательщики, а также налоговые агенты должны были лично исполнить обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней).
Таким образом, если у организации отсутствуют оборотные средства, то произвести налоговые платежи может, например, ее руководитель (участник) либо должник. Также физические лица вправе исполнять налоговые обязательства друг за друга.
Поскольку налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), полагаем, что иное лицо тоже может уплатить налог за него досрочно.
Однако указанное лицо не вправе:
- требовать возврата уплаченного за налогоплательщика налога из бюджетной системы РФ;
- уточнять основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика – при обнаружении ошибки в платежном поручении, которая не привела к непоступлению этого налога в бюджетную систему РФ.
Данное право предоставлено только налогоплательщику (абз. 5 п. 1, абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Налоговую задолженность организации взыщут с аффилированного с ней физлица
Такую возможность предоставила новая редакция п. 2 ст. 45 НК РФ, действующая с 30.11.2016 (пп. "б" п. 6 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Ранее инспекторы могли взыскать недоимки (штрафы, пени), которые числятся за налогоплательщиком-организацией, только с ее дочерних, основных или иным образом зависимых (аффилированных) обществ (ст. 53.2, 67.3 ГК РФ), если:
- на счета этих обществ поступала выручка налогоплательщика;
- налогоплательщик передавал этим обществам денежные средства или иное имущество с момента, когда узнал (должен был узнать) о назначении выездной проверки или о начале камеральной проверки. В результате передача привела к невозможности взыскания с него налоговой задолженности.
Теперь налоговая задолженность организации может быть взыскана в указанных случаях с аффилированного с ней физлица (например, ее участника).
Пени с организаций будут взиматься в двойном размере, если срок недоимки превысит 30 календарных дней
В настоящий момент процентная ставка пени для всех налогоплательщиков одинаковая и составляет за каждый день просрочки одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Для физлиц, включая ИП, данная ставка сохранится и впредь.
При этом организациям с 01.10.2017 пени будут начисляться по разным ставкам в зависимости от срока недоимки. Если этот срок не превысит 30 календарных дней (включительно), ставка пени за каждый день просрочки составит одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день. С 31-го календарного дня просрочки ставка пени возрастет до одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ (пп. "б" п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Проценты, уплаченные в связи с отменой возмещения НДС в заявительном порядке, можно вернуть или зачесть
По результатам проверки декларации по НДС инспекция может отменить решение о возмещении налога в ускоренном порядке. В этом случае налогоплательщик обязан вернуть возмещенную ранее сумму с процентами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Однако если налогоплательщик затем доказывал право на возмещение НДС (полностью или в части), налоговая инспекция, как правило, отказывала в возврате уплаченных процентов. Аргументировалось это тем, что проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ, являются санкцией за неправомерное использование бюджетных средств. Их возврат возможен, только если суд или вышестоящий налоговый орган признают решение по первоначальной декларации недействительным (см. п. 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в первом полугодии 2016 г. по вопросам налогообложения, направленного письмом ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@).
Однако с 30.11.2016 правила зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, установленные ст. 78, 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета (возврата) сумм процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Такие изменения внесены в п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ (пп. "в" п. 14, пп. "б" п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
При камеральной проверке расчета по страховым взносам можно истребовать дополнительные сведения и документы
Однако это касается только сведений и документов, которые подтверждают обоснованность:
- отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами;
- применения пониженных тарифов страховых взносов.
Это следует из п. 8.6 ст. 88 НК РФ, который вступит в силу 01.01.2017 (п. 20 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Напомним, что с 2017 года контролировать уплату страховых взносов вновь будут налоговые органы (см. комментарий).
О наделении обособленного подразделения полномочиями по осуществлению выплат работникам нужно сообщить в ИФНС
С 01.01.2017 организации-плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговую инспекцию о наделении своего российского обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (а также о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Это следует из пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ (пп. "а" п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ такой обязанности не предусматривал.
Расширен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми
Подробнее о контролируемых сделках см. здесь.
Перечень сделок, которые в любом случае не признаются контролируемыми, содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. С 01.01.2017 он дополнен следующими сделками (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ):
- предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
- предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия.
Следовательно, к таким сделкам не будут применяться правила налогового контроля, установленные ст. 105.17 НК РФ.
Однако цены по этим сделкам между взаимозависимыми лицами все равно могут быть проверены в рамках камеральных и выездных проверок. Подробнее см. здесь.