Комментарии законодательства

Кадастровая оценка не будет проводиться с 01.01.2017 по 01.01.2020, а также другие изменения законодательства

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ

Комментарий

Рассматриваемый закон (далее – Закон № 360-ФЗ) внес изменения в отдельные законодательные акты. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Кадастровая стоимость земли и иной недвижимости временно "заморожена"

Напомним, что налоговая база по земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (ст. 390 НК РФ). В аналогичном порядке рассчитывается база по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

С 01.01.2017 по 01.01.2020 во всех случаях применения кадастровой стоимости объекта недвижимости (в т.ч. для целей налогообложения) будет применяться стоимость, действующая на 01.01.2014. Если на 01.01.2014 кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения (например, по налогу на имущество), то необходимо использовать кадастровую стоимость на 1 января года, в котором она впервые начала действовать для целей налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 360-ФЗ).

Однако если впоследствии до 01.01.2017 определена новая кадастровая стоимость и она ниже стоимости по состоянию на 01.01.2014 (или на 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала действовать для целей налогообложения), то применяется меньшая стоимость (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 360-ФЗ).

Таким образом, с 01.01.2017 по 01.01.2020 налоговая база по налогу на имущество (если она определяется исходя из кадастровой стоимости) и земельному налогу будет составлять постоянную величину. Следовательно, налоговые обязательства по данным налогам в этот период меняться не будут (если данные объекты недвижимости будут находиться во владении налогоплательщика).

Также установлены особенности применения кадастровой стоимости для объектов недвижимости, указанных в ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности…" (далее – Закон об оценке). К ним относятся:

В период с 01.01.2014 до 01.01.2017 кадастровая стоимость данных объектов недвижимости могла быть определена без использования результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014 (или на 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала действовать для целей налогообложения). В этом случае кадастровая стоимость подлежит пересчету до 01.01.2017 с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014 (или на 1 января года, в котором кадастровая стоимость впервые начала действовать для целей налогообложения). Это следует из п. 2 ст. 19 Закона № 360-ФЗ. Полагаем, что в этом случае налогоплательщик вправе уточнить свои налоговые обязательства по налогу на имущество, а также земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

Кроме того, комментируемый закон приостановил действие статей 24.12-24.17 Закона об оценке, которые регулируют порядок проведения кадастровой оценки (ст. 18 Закона № 360-ФЗ). Это означает, что с 01.01.2017 по 01.01.2020 такая оценка проводиться не будет.

Взыскание задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариуса

С 15.07.2016 расширился перечень документов, по которым взыскание задолженности может производиться в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариуса (п. 11 ст. 1, ст. 21 Закона № 360-ФЗ).

Теперь к таким документам относятся (ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 в новой редакции):

Свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество выдаваться больше не будут

С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав (ст. 2 Закона № 360-ФЗ). Ранее правообладатель вправе был выбрать между выпиской и свидетельством.

Решение единственного участника ООО об увеличении уставного капитала удостоверяется нотариально

Такие уточнения с 15.07.2016 внесены в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 1 ст. 3, ст. 21 Закона № 360-ФЗ). До этого изменения ФНС России придерживалась аналогичного мнения (см. письма от 24.02.2016 № ГД-3-14/743@, от 15.03.2016 № ГД-14/1086).

Расширен перечень сведений, которые необходимо вносить в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Напомним, что ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает ведение в РФ Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Реестр). Порядок его формирования и ведения утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178. Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в Интернете по адресу: http://www.fedresurs.ru.

С 01.10.2016 лизингодатель обязан передавать в Реестр сведения о заключении договора лизинга (ст. 5, п. 2 ст. 21 Закона № 360-ФЗ).

Данные сведения должны включать:

  1. номер и дату договора лизинга;
  2. даты начала и окончания лизинга в соответствии с договором;
  3. наименования лизингодателя и лизингополучателя с указанием их ИНН и ОГРН (при наличии);
  4. имущество, являющееся предметом лизинга (с указанием цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений).

Также с 01.10.2016 обязательному внесению в Реестр подлежат следующие сведения (ст. 6, 10-12, п. 2 ст. 21 Закона № 360-ФЗ):

  1. о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве;
  2. о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ;
  3. о выдаче независимой гарантии (ст. 368 ГК РФ) с указанием ИНН и ОГРН (при наличии) бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии (сведения вносятся гарантом);
  4. о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юрлицами или ИП (с указанием даты заключения договора, суммы, основания и даты возникновения требования или условий будущего требования, ИНН и ОГРН (при наличии) всех сторон договора);
  5. об обращении взыскания на принадлежащее должнику имущество, указанное в п. 3, 4 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с указанием должником размера требований в соответствии с исполнительным документом и очередности обращения взыскания на имущество);
  6. о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) с указанием членом СРО сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (в ред. ст. 11 Закона № 360-ФЗ);
  7. о результатах обязательного аудита с указанием в сообщении аудируемого лица сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. ст. 12 Закона № 360-ФЗ).

Напомним также, что за нарушения требований о представлении сведений в Реестр должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации (ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ).