Комментарии законодательства

Новые сроки и порядок сдачи отчетности, а также другие изменения в администрировании взносов с 1 января 2017 года

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"

Комментарий

С 1 января 2017 года полномочия по контролю за уплатой взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) страхование и приему отчетности по ним передаются от органов внебюджетных фондов налоговым органам. В НК РФ появится новая глава, посвященная порядку исчисления взносов, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), которым в настоящее время регулируются особенности расчета упомянутых взносов, утратит силу.

В то же время ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность, а ФСС России осуществляет контроль за уплатой взносов "на травматизм".

Законодательство о взносах "на травматизм" содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом далее.

В каком органе плательщики взносов должны регистрироваться в качестве страхователей?

  1. В качестве страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС).

ПФР будет регистрировать страхователей только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в том числе адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее – Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

  1. В качестве страхователей в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

  1. В качестве страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС).

Порядок регистрации также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ), пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов "на травматизм") (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС России по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 1 января 2017 года.

Тем плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Как представлять отчетность по взносам?

  1. Отчетность в сфере ОПС и ОМС.

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 1 января 2017 года ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. "в" п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

Поскольку начало действия поправок – 1 января 2017 года, полагаем, что впервые по новым нормам персотчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. "в" п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Как видим, с 1 января 2017 года сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М необходимо подавать не позднее 10-го числа каждого месяца, то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений – 15-е число месяца (пп. "г" п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам по форме (пп. "д" п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. В связи с этим стоит ожидать, что в ближайшее время Федеральной налоговой службой будет разработана и утверждена специальная форма расчета отчета по взносам либо видоизменена форма расчета РСВ-1 ПФР.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. "в" п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

  1. Отчетность в сфере ОСС.

С 1 января 2017 года администратором взносов на ОСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию. Сроки сдачи расчета будут установлены НК РФ.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам "на травматизм" страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС России в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах "на травматизм" не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ):

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах "на травматизм". Однако она содержится в ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма "перемещена" из одного нормативного акта в другой.

Пока не вполне ясно, по какой форме потребуется сдавать отчетность по взносам на ОСС.

В настоящее время информация о двух видах взносов объединена в расчете 4-ФСС. Поскольку со следующего года отчитываться по указанным взносам придется в разные инстанции, полагаем, форму 4-ФСС разделят на две самостоятельные формы отчетности.

Дополнительно отметим, что в отношении взносов на ОСС в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством выездные проверки страхователей налоговые органы будут проводить совместно с органами ФСС России. Так, налоговая инспекция должна проверять правильность расчетов и своевременность уплаты взносов, а органы фонда – правильность расходов по выплате страхового обеспечения (пособий), см. пп. "е" п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ.

Что нового в мерах ответственности за нарушение законодательства о взносах?

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 1 января 2017 года будет регулироваться положениями НК РФ.

В настоящем комментарии мы перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов "на травматизм" и представления отчетности по ним.

  1. Ответственность в сфере пенсионного законодательства.

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно – 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. "а" п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1000 рублей (пп. "б" п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления – 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

  1. Ответственность в сфере взносов "на травматизм".

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов "на травматизм" и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме – ст. 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

Новый вид правонарушения – несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 1 января 2017 года отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

  1. Административная ответственность в сфере законодательства о взносах.

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 1 января 2017 года будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса.

Представим изменения в таблице.

Вид правонарушения Ответственность Норма в КоАП РФ (новая или измененная)
Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде Штраф от 300 руб. до 500 руб. Новая статья 15.33.2
Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб. Дополнения в ст. 15.5
Непредставление в орган ФСС России сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами Штраф от 300 руб. до 500 руб. Изменения в ст. 15.33

Ответственность за нарушение законодательства по взносам "на травматизм"
Нарушение банком (иной кредитной организацией) срока представления в орган ФСС России информации об открытии или закрытии в нем счета Штраф от 1000 руб. до 2000 руб. Изменения в ст. 15.33
Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам "на травматизм" Штраф от 300 руб. до 500 руб. Изменения в ст. 15.33
Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов "на травматизм" Штраф от 300 руб. до 500 руб. Изменения в ст. 15.33

Изменится ли порядок определения среднего заработка для назначения пособий?

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС России (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС России (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов?

В настоящее время взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС России) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам "на травматизм" по-прежнему остается ФСС России, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган.

В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Предусмотрены ли поправками переходные положения?

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законом № 250-ФЗ:

  1. расчеты по взносам (в т.ч. уточненные) за периоды до 1 января 2017 года представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ).

Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

  1. за возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).

Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

  1. информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России.

Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

  1. подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ):
    • которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 1 января 2017 года;
    • срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 1 января 2017 год.