Документ
Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ (далее – Закон № 82-ФЗ)
Комментарий
С 07.04.2015 организации больше не обязаны иметь круглую печать и использовать ее для удостоверения издаваемых документов. Однако в некоторых случаях печать все же понадобится. Рассмотрим эти изменения подробнее.
Круглая печать – право, а не обязанность
Как следует из рассматриваемого закона, теперь ООО и АО не обязаны иметь круглую печать, но вправе использовать ее в своей деятельности, если посчитают нужным. Таким образом, наличие круглой печати – право организации, а не обязанность. Соответствующие изменения внесены в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 2, 6 Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ, далее – Закон № 82-ФЗ).
Избавляться от печати рано
Несмотря на то, что обязанность иметь круглую печать отменена, избавляться от нее не следует по следующим причинам.
Во-первых, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи, при которых организации обязаны заверять документы своей печатью. Если такие законы будут приняты, печать еще пригодится (ст.ст. 2, 6 Закона № 82-ФЗ).
Во-вторых, многие официально утвержденные бланки документов предполагают наличие печати организации, а ее отсутствие может повлечь серьезные проблемы. Поэтому (вплоть до внесения изменений в формы документов) печать проставлять обязательно. Так, например, по-прежнему нужно закреплять печатью:
- приходный кассовый ордер № КО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88);
- бланки строгой отчетности (пп. "и" п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359);
- трудовые книжки (п. 2.2, 2.3 Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).
В-третьих, отсутствие печати на бумажных формах отчетности по налогам и взносам является основанием для отказа в их приеме. Это касается тех форм, которые предусматривают ее проставление, например, деклараций по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД, расчетов по формам 4-ФСС, РСВ-1 ПФР (см. письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2031, п. 24 административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 22.10.2012 № 329н). Следовательно, при заполнении таких документов наличие печати остается обязательным условием.
Наличие печати отражается в уставе
Еще одно нововведение – обязанность отражения в уставе ООО или АО сведений о наличии печати. Так, если организация решила пользоваться печатью (несмотря на отмену такой обязанности), она должна внести в свой устав соответствующие изменения. Это следует из новой редакции п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Заметим, теперь печать может быть любой формы.
При наличии печати ее оттиск должен быть на документах
Помимо законов об ООО и АО изменения были внесены также в ряд нормативных актов, ранее предусматривавших обязательное удостоверение документов печатью организации. Теперь печать проставляется исключительно при ее наличии (то есть при указании на наличие печати в уставе организации) в следующих документах:
- акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
- доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
- журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля";
- двойное складское свидетельство (ст. 913 ГК РФ);
- копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции");
- выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)");
- решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
- документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");
- доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ") (эти изменения вступят в силу 18.05.2015);
- доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Если организация решила отказаться от использования печати, целесообразно исключить информацию о ней и из устава, хотя законом и не предусмотрена такая обязанность. Представляется, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.
Напоминаем: как и прежде, на оформляемых организацией бланках первичной учетной документации, не содержащих пометки "М.П.", печать проставлять необязательно (оттиск печати не является обязательным реквизитом первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 13 положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н).
Это же касается и заключаемых договоров. Скреплять их печатью не запрещено, но и не обязательно (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 № А40-62363/11-71-291, постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 № КГ-А40/13774-10, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2013 № А28-3218/2012).