Документ
Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Комментарий
Законодатель продолжает устанавливать различные преференции и меры государственной поддержки для территорий опережающего социально-экономического развития (далее – территория ОСЭР).
Комментируемый Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ (далее – Закон, Закон № 519), в частности, устанавливает, что на этих территориях имеют свои особенности:
- процедура принудительного изъятия земли и иного имущества и перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию;
- государственная экологическая экспертиза;
- осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
- организация местного самоуправления;
- градостроительная и иная деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры территории ОСЭР;
- привлечение к работе иностранных граждан;
- обложение страховыми взносами выплат в пользу всех работников;
- государственный и муниципальный контроль в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
- государственные закупки и контракты, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
- и др.
Напомним, что принципы деятельности территорий ОСЭР установлены Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ.
Изменения, вносимые Законом № 519-ФЗ (за исключением изменений в Закон № 44-ФЗ) вступают в силу с 31.03.2015.
Изменения в Закон № 44-ФЗ вступают в силу со дня их официального опубликования, т.е. с 31.12.2014.
Рассмотрим изменения, связанные с привлечением работников и уплатой страховых взносов с выплат физическим лицам.
Для работы на территории опережающего социально-экономического развития иностранный гражданин должен получить разрешение
Закон внес в ТК РФ новую статью 351.5, посвященную особенностям трудовой деятельности у работодателей, которые являются резидентами ОСЭР. Статья вводит (в том числе) льготные условия привлечения иностранных работников.
По общему правилу, если иностранный гражданин прибывает на территорию РФ в визовом порядке, то работодатель должен иметь разрешение на привлечение иностранных работников, а сам иностранец – разрешение на работу в РФ (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). В случае если иностранный гражданин въезжает без визы, то привлекать его к труду можно только на основании патента (до 01.01.2015 – разрешения).
Новая ст. 351.5 ТК РФ предусматривает, что:
- работодателям-резидентам территории ОСЭР не потребуется получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- разрешения на работу иностранцам будут выдаваться без учета квот на въезд в РФ и квот на выдачу разрешений.
Форму разрешения на работу иностранцам для трудоустройства на территории ОСЭР должна утвердить ФМС.
Из приведенных норм следует, что работодателям-резидентам территории ОСЭР не нужно получать разрешение на привлечение "визовых" иностранных работников.
Однако должны ли "безвизовые" иностранцы получать разрешение, указанное выше, из новых норм прямо не следует.
Но с учетом того, что квоты на выдачу "визовым" иностранцам разрешений на работу устанавливаются Правительством РФ одновременно с квотой выдачи приглашений на въезд на территорию (см., например, п. 3 постановления Правительства РФ от 18.12.2014 № 1400), можно сделать вывод, что специальных положений для "безвизовых" иностранцев новые нормы не содержат.
Это значит, что иностранным гражданам, прибывшим в "безвизовом" порядке и получающим патент, получать еще и разрешение на работу на территории ОСЭР не потребуется.
Обращаем ваше внимание, что новые нормы устанавливают приоритет граждан РФ при приеме на работу при прочих равных условиях.
Северяне, работающие у резидентов территорий ОСЭР, смогут получать денежные компенсации вместо льгот
Статья 1 комментируемого Закона вносит поправки в ст. 1 Закона № 4520-1, согласно которым все гарантии и компенсации, положенные лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняются за ними и в том случае, если работодателю будет присвоен статус резидента территории ОСЭР.
Новшество состоит в том, что гарантии и компенсации, установленные таким работникам, могут быть заменены денежной компенсацией, если замена предусмотрена соглашениями или коллективными договорами. Размеры и условия замены льгот денежной компенсацией устанавливаются в указанных актах (ч. 4 ст. 351.5 ТК РФ).
Резиденты территории ОСЭР могут платить страховые взносы по пониженным тарифам
В Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ введена статья 58.5, устанавливающая пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территории ОСЭР, производящих выплаты физическим лицам, в следующих размерах:
- ПФР РФ – 6,0 процента;
- ФСС РФ – 1,5 процента;
- ФФОМС – 0,1 процента.
Применять пониженные тарифы резиденты территории ОСЭР могут в течение 10 лет со дня получения статуса резидента, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот статус был получен. При этом пониженные тарифы могут применять только те плательщики, которые получили статус резидента территории ОСЭР не позднее 3 лет с момента ее создания (п. 4 ст. 58.5 Закона № 212-ФЗ).
Резидент территории ОСЭР утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором утрачивается статус резидента.