Документ
Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Комментарий
Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ (далее - Закон) внес изменения в порядок документального подтверждения нулевой ставки НДС, упростив его. Рассмотрим основные нововведения подробнее.
Нулевую ставку НДС можно подтвердить, представив реестры таможенных деклараций, транспортных и иных документов в электронной форме
Комментируемый закон позволяет налогоплательщикам для подтверждения нулевой ставки НДС представлять в налоговый орган реестры таможенных деклараций, транспортных и иных документов в электронной форме. Перечень таких документов закреплен в новом п. 15 ст. 165 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона):
- Реестры таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров этих деклараций могут быть представлены вместо бумажных копий при:
- реализации товаров на экспорт, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (пп. 2.6. п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах), связанных с перевозкой от таможенного органа в месте прибытия в РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- реализации вывезенных с территории РФ припасов: топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Реестры транспортных, товаросопроводительных и иных подобных документов в перечисленных случаях могут быть представлены только одновременно с реестром таможенных деклараций.
- Реестры транспортных, товаросопроводительных и иных подобных документов могут быть представлены вместо копий этих документов при:
- международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- выполнении работ (оказании услуги) по хранению и перевалке в портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- предоставлении собственниками (арендаторами) ж/д состава или контейнеров, а также при оказании ими транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки по территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) организаций внутреннего водного транспорта, связанных с перевозкой экспортированного товара в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки (перегрузки) на другие виды транспорта (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- перевозке (транспортировке) вывозимых из РФ или ввозимых в РФ товаров морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) (пп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).
- Реестр перевозочных и иных документов вместо их копий при:
- перевозке товаров российскими авиаперевозчиками между пунктами, расположенными за пределами РФ, в случае, если на территории РФ совершается посадка воздушного судна (пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков, связанных с перевозкой товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита от таможенного органа в месте прибытия в РФ до таможенного органа в месте убытия из РФ (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке вывозимых из РФ товаров и продуктов переработки и иных связанных с этим работах или услугах (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, вывозимых из РФ в страны ТС, и иных связанных с этим работах или услугах (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, перемещаемых через РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС на территорию другого иностранного государства), а также иных связанны с этим работах (услугах) (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится за пределами России (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- воздушной перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ранее положения НК РФ разрешали представлять реестры данных документов только на бумажном носителе. После вступления в силу комментируемого закона налогоплательщики смогут выбирать, подавать реестры в бумажном виде или в электронной форме. Отметим, что с 01.04.2015 законодатель расширил перечень сведений, которые указываются в таких реестрах. Так, они должны содержать номера перевозочных документов (пп. "а", "в" п. 4, 5, 6, 7 ст. 1 Закона).
- Реестр перевозочных документов вместо их копий может быть представлен при предоставлении подвижного состава, контейнеров, а также при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации ж/д перевозки товаров через территорию РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС на территорию другого иностранного государства (пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
- Реестры полных таможенных деклараций или реестры документов, подтверждающих оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ) вместо их бумажных копий. Реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефти и продуктов переработки за пределы РФ, вместо их бумажных копий могут быть представлены только при одновременном представлении реестра полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг.
Перечень сведений из документов (в т.ч. об отметках таможенных органов), форматы, порядок заполнения и представления реестров в налоговые органы в электронной форме определит ФНС России. В состав сведений реестра будет входить также информация о размере налоговой базы (п. 11 ст. 1 Закона).
Возможность представить реестры в электронной форме появится у налогоплательщиков при подтверждении нулевой ставки НДС за налоговые периоды, начиная с 1 октября 2015 года (п. 4 ст. 3 Закона).
Истребование налоговым органом документов из реестра, представленного налогоплательщиком в электронной форме
В ходе камеральной проверки декларации, в которой заявлено право на нулевую ставку НДС, налоговый орган может истребовать документы из реестров, представленных налогоплательщиком в электронной форме. В течение 20 календарных дней с даты получения требования налогоплательщик должен представить копии документов (п. 10 ст. 1 Закона). Отметим, что этот срок на 10 дней меньше срока представления документов, истребуемых по реестрам в бумажной форме.
Если документы не будут представлены, то право на нулевую ставку НДС считается неподтвержденным. Однако не вполне ясно, будет ли подтверждена нулевая ставка, если документы представлены в налоговый орган с нарушением срока.
Выборочно истребовать перевозочные документы из реестра налоговый орган может только при подтверждении нулевой ставки при:
- перевозке пассажиров и багажа, в том числе ж/д перевозчиками, если пункт назначения или отправления находится за пределами России (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- воздушной перевозке пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, вывозимых из РФ в страны ТС, и иные связанные с этим работы или услуги (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работах (услугах) российских ж/д перевозчиков по транспортировке товаров, перемещаемых через РФ с территории иностранного государства (в том числе через территорию стран ТС или с территории стран ТС) на территорию другого иностранного государства, а также иных связанных с этим работах (услугах) (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
В остальных случаях документы из реестра, представленного в электронной форме, налоговый орган истребует не произвольно, а при условии, что он содержит сведения, которые отсутствуют в информации, переданной ФТС России.
Кроме того, если сведения из реестра не соответствуют информации, переданной ФТС России, то налоговый орган может истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы.
Обязанность ФТС России предоставлять налоговым органам сведения, необходимые для подтверждения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов (в т.ч. по ввезенным товарам) предусмотрена комментируемым законом. Перечень таких сведений и порядок их передачи будет утвержден совместным приказом ФНС России и ФТС России (п. 12 и п. 13 ст. 1 Закона).
Такие правила истребования документов из реестра предусмотрены новым п. 15 ст. 165 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона). Они применяются к операциям, нулевая ставка по которым подтверждается за налоговые периоды, начиная с 1 октября 2015 года (п. 4 ст. 3 Закона).
Скорректирован срок представления документов, подтверждающих нулевую ставку НДС при реализации припасов, вывезенных из РФ
Нулевая ставка НДС применяется при реализации вывезенных с территории РФ припасов: топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Действующая редакция п. 9 ст. 165 НК РФ предусматривает, что подтверждающие нулевую ставку НДС документы нужно представить не позднее 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру перемещения припасов.
С 01.04.2015 законодатель уточняет, что 180-дневный срок исчисляется с даты (пп. "а" п. 8 ст. 1 Закона):
- отметки таможенных органов на документах, подтверждающей вывоз припасов за пределы РФ, – если таможенное декларирование предусмотрено законодательством Таможенного союза;
- составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы РФ, – если таможенное декларирование не предусмотрено законодательством ТС.
Уточнены документы, подтверждающие нулевую ставку НДС при переработке иностранных товаров на таможенной территории РФ
Согласно пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, облагаются по ставке НДС 0 процентов. В пп. 3 п. 3.6 ст. 165 НК РФ уточняется, что подтверждающими документами являются (п. 2 ст. 1 Закона):
- копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении ввозимых иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
- копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных за пределы территории ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
Таким образом, законодатель подчеркнул, что применение нулевой ставки к работам (услугам) возможно при условии, что таможенная процедура переработки иностранных товаров завершается их вывозом в таможенной процедуре реэкспорта. Если переработанный товар был помещен под другую таможенную процедуру, то применение нулевой ставки НДС невозможно. Ранее нулевая ставка не зависела от таможенной процедуры, в которой вывозятся товары (см. письмо Минфина России от 14.09.2011 № 03-07-08/279).
Кроме того, законодатель закрепил возможность подтвердить нулевую ставку НДС при выполнении работ (услуг), связанных с перевозкой продуктов переработки в режиме реэкспорта (п. 3, пп. "а", "б" п. 4, пп. "в", "г" п. 8 ст. 1 Закона). К таким работам (услугам) относятся:
- предоставление собственниками (арендаторами) ж/д состава или контейнеров, а также оказание ими транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки продуктов переработки по территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работы (услуги) российских ж/д перевозчиков по транспортировке вывозимых из РФ продуктов переработки и иные связанные с этим работы или услуги (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ранее нулевая ставка НДС применялась только в том случае, если продукты переработки вывозились в режиме таможенного транзита. Для вывоза продуктов переработки в режиме реэкспорта порядок документального подтверждения отсутствовал.
Перечисленные изменения действуют с 1 апреля 2015 года (п. 2 ст. 3 Закона). По нашему мнению, они могут применяться к операциям, нулевая ставка по которым подтверждается за налоговые периоды, начиная с этой даты.