Комментарии законодательства

В НК РФ внесен ряд изменений по НДС, налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Начиная с декабря 2014 года налоговое законодательство претерпит ряд изменений, связанных, прежде всего, с налоговым администрированием. Поправки затронули НДС, транспортный налог, налог на имущество и земельный налог. Рассмотрим их подробнее.

Где будет фиксироваться рассмотрение материалов налоговой проверки?

При рассмотрении материалов проверки налоговики теперь должны вести протокол (изменения вносятся в п. 4 ст. 101 и в п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Данное новшество вступает в силу с 05.12.2014 (п. 19 – 20 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ, далее – Закон № 347-ФЗ). Требований к форме протокола и его содержанию новые нормы не содержат. Однако отметим, не так давно ФНС России предписывала нижестоящим органам вести подобные протоколы и разработала форму данного документа (Приложение № 1 к письму от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

Что грозит налогоплательщику, если отчетность по НДС он сдаст не в электронном, а в бумажном виде?

Согласно действующей редакции п. 5 ст. 174 НК РФ все налогоплательщики (в т. ч. являющиеся налоговыми агентами), а также неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с выделенным НДС, должны представлять декларации в электронной форме. И если сейчас подать декларацию не в электронном, а в бумажном виде, это обернется штрафом по ст. 119.1 НК РФ в размере 200 рублей (письмо ФНС России от 10.02.2014 № ГД-4-3/2149@).

С 1 января 2015 года ситуация изменится. В п. 5 ст. 174 НК РФ вносится поправка, в соответствии с которой подать бумажную декларацию вместо электронной больше не получится – такая декларация просто не будет считаться представленной (п. 1 ст. 2 Закона № 347-ФЗ). Необходимо иметь в виду, что и ответственность грозит иная: штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации. Причем минимальный размер штрафа составит 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ). Также отметим, что со следующего года при опоздании в подаче электронной декларации на 10 дней наряду со штрафом организации может грозить и блокировка счета (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ). Причем заблокировать счет налоговая может в течение трех лет после факта нарушения срока сдачи отчетности (независимо от того, была ли она в итоге представлена или нет).

Обратите внимание: полный "запрет" на подачу бумажных деклараций по НДС начнет действовать с 01.01.2015. Причем он распространяется на все декларации по НДС, поданные после указанной даты, включая уточненки за прошлые периоды (п. 3, п. 7 ст. 5 Закона № 347-ФЗ).

Как предприниматели будут платить земельный налог?

Согласно ст. 397 и 398 в действующей редакции НК РФ индивидуальные предприниматели должны самостоятельно исчислять и уплачивать налог и авансовые платежи , а также подавать декларацию по земельному налогу. С 01.01.2015 положение этой категории налогоплательщиков упрощается: теперь они будут уплачивать земельный налог так же, как и физлица, не имеющие статуса ИП, – один раз в год по налоговым уведомлениям (п. 11 - 13 ст. 2 Закона № 347-ФЗ).

Как организациям применять повышающий коэффициент при исчислении транспортного налога?

В п. 2 ст. 362 НК РФ есть перечень повышающих коэффициентов, с учетом которых должен исчисляться транспортный налог. Они устанавливаются в зависимости от средней стоимости автомобиля и периода, прошедшего с года его выпуска. Сейчас применять данные коэффициенты нужно только к сумме налога, уплачиваемой по итогам года (письма Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508, ФНС России от 24.03.2014 № БС-4-11/5316). Однако начиная с 2015 года повышающие коэффициенты необходимо учитывать и при исчислении авансовых платежей по транспортному налогу (пп. "в" п. 3 ст. 2, п. 3 ст. 5 Закона № 347-ФЗ).

Как будет применяться льгота по налогу на имущество для государственных научных центров?

Согласно действующей редакции п. 15 ст. 381 НК РФ имущество государственных научных центров не облагается налогом на имущество. Данная формулировка часто вызывала споры о том, какие организации вправе воспользоваться этой льготой. Налоговики не раз настаивали, что льготой могут воспользоваться исключительно те организации, которые в соответствии с Указом Президента России от 22.06.1993 № 939 приобрели статус государственного научного центра. Суды не соглашались: по их мнению, эта льгота распространяется и на организации со статусом федерального научно-производственного центра (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148, постановления ФАС Московского округа от 01.08.2014 № А40-128298/2013, Поволжского округа от 28.06.2014 № А06-7133/2013).

С 01.01.2015 формулировка п. 15 ст. 381 НК РФ уточняется: освобождаться от налога будет имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров. По нашему мнению, это означает претворение в жизнь позиции контролирующих органов.

Что такое "Личный кабинет налогоплательщика" и чем он полезен?

Для налогоплательщиков (граждан) на сайте ФНС России запущен специальный интернет-ресурс – "Личный кабинет налогоплательщика". С 01.07.2015 особенности реализации налоговых прав и обязанностей с помощью этого ресурса регулируются новой статьей 11.2 НК РФ.

Так, через Личный кабинет гражданин сможет подавать заявления на зачет или возврат налога и налоговые декларации (п. 12 – 14 ст. 1 Закона № 347-ФЗ). Кроме того, через него можно будет проводить совместную сверку расчетов по налогам или получать налоговые уведомления по транспортному налогу и налогу на имущество (пп. "б" п. 4, п. 7 ст. 1 Закона № 347-ФЗ).

Чтобы перейти на электронное взаимодействие с налоговой через Личный кабинет налогоплательщика, потребуется подать специальное уведомление (пока формы этого документа нет). Впоследствии все электронные документы, переданные с использованием данного ресурса, гражданин должен будет подписывать усиленной неквалифицированной подписью.

Отметим, что после перехода на документооборот через Личный кабинет все уведомления от налоговой будут поступать в электронной форме по умолчанию. Для возвращения к бумажному документообороту потребуется подать специальное уведомление об отказе использования Личного кабинета налогоплательщика.

Что изменится во взысканиях налога в судебном порядке?

Поправки коснутся организаций, которым в соответствии с бюджетным законодательством отрыты лицевые счета (ст. 220.1 БК РФ). Сейчас взыскание с их лицевых счетов всегда осуществляется в судебном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Однако с 01.01.2015 взыскание будет проходить в судебном порядке, только если речь идет о задолженности свыше пяти миллионов рублей (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 5 Закона № 347-ФЗ). Меньшие суммы будут взыскиваться за счет средств, отраженных на лицевых счетах данных организаций по решению налогового органа (п. 6 ст. 1 Закона № 347-ФЗ).

Как будет осуществляться постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества при реорганизации?

По общему правилу налоговые органы осуществляют постановку налогоплательщика на учет по месту нахождения принадлежащего ему имущества на основании сведений, полученных из Росреестра (п. 4.4 ст. 83, ст. 85 НК РФ). Соответственно, пока недвижимость, полученная в результате реорганизации, не зарегистрирована, у налогового органа нет оснований ставить правопреемника на учет по месту нахождения такого имущества. А это может привести к тому, что на момент наступления срока сдачи отчетности у налогоплательщика не будет кода причины постановки на учет (КПП), который требуется в ней указывать. Во избежание подобных ситуаций ФНС России в письме от 08.04.2014 № СА-4-14/6539 предлагала правопреемникам самим предоставить информацию об имеющихся у них объектах недвижимости (в заявлении в свободной форме с приложением подтверждающих документов). По разъяснениям налогового ведомства, на основании полученных сведений налоговые органы обязаны осуществлять постановку правопреемника на учет (п. 10 ст. 83 НК РФ).

С 01.01.2015 года данная ситуация урегулирована. Будет действовать правило, согласно которому в подобной ситуации осуществлять постановку на учет налоговики должны самостоятельно на основании сведений о реорганизации из ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 15 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона № 347-ФЗ). Таким образом, при реорганизации в следующем году правопреемнику не потребуется подавать дополнительных заявлений в налоговый орган для постановки на учет по месту нахождения полученной недвижимости.

Что поменяется в налогообложении отдельных объектов недвижимости?

По некоторым видам недвижимости, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, налог на имущество уплачивается исходя из кадастровой стоимости. К ним, в частности, относятся административно-деловые центры и торговые комплексы и помещения в них. Новый п. 4.1, который вводится в ст. 378.2 НК РФ с 01.01.2015, разъясняет, что отдельно стоящее нежилое здание, в котором есть как торговые площади, так и офисы, в целях налогообложения признается одновременно административно-деловым и торговым центром (пп. "а" п. 6 ст. 2, п. 3 ст. 5 Закона № 347-ФЗ). У такой недвижимости может быть один или несколько собственников, при этом не менее 20 процентов площади всего здания (а не каждого отдельно взятого помещения) должно предназначаться под офисы и сопутствующую им инфраструктуру (включая паркинг), объекты торговли и бытового обслуживания, заведения общепита. Таким образом, с недвижимости, одновременно предназначенной и для торговли, и для деловых целей (при условии соблюдения указанного норматива в 20 процентов), налог также необходимо уплачивать исходя из кадастровой стоимости.

Когда недоимка, числящаяся за организацией, считается безнадежной к взысканию?

В ст. 59 НК РФ перечислены случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за организацией, признаются безнадежными к взысканию. Среди них: ликвидация организации, отказ суда восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки и постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с тем, что задолженность взыскать невозможно.

С 01.01.2015 появится еще одно основание для признания недоимки безнадежной (ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона № 347-ФЗ). Теперь таковой будет являться недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 01.01.2015 за организациям, которые отвечают признакам недействующего юрлица и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Обязательным условием для списания недоимки в этом случае является исполнительный лист, который вернулся взыскателю по одной из следующих причин (п. 3 - 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ):

  1. невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей на счетах, во вкладах или на хранении в банках;
  2. у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.