Документ
Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Комментарий
Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности закон был дополнен новой главой, регулирующей порядок обжалования решения регистрирующего органа о регистрации ЮЛ или ИП или об отказе в их регистрации. Ранее решения регистрирующего органа можно было обжаловать только в суде (п. 9 ст. 22 и п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ), но в связи с введением нового порядка обжалования эти нормы больше не действуют.
Право на обжалование решения регистрирующего органа закреплено в законе
Согласно новой ст. 25.1 все заинтересованные лица, считающие, что решение регистрирующего органа нарушило их права, смогут обжаловать такое решение. При этом нужно учесть, что обжаловать можно не только отказ в государственной регистрации, но и решение о государственной регистрации.
Отказ в регистрации обжалуется в обязательном досудебном порядке
Для обжалования решения территориального регистрирующего органа о государственной регистрации жалобу можно будет подать на выбор:
- в вышестоящий регистрирующий орган;
- в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- в суд.
Если же территориальный регистрирующий орган отказал в регистрации, жалоба на такое решение должна подаваться в вышестоящий регистрирующий орган. Только после этого (в случае неудовлетворения жалобы) можно будет обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Исключение из этого правила составляют два случая. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд, если:
- вышестоящим органом по отношению к территориальному регистрирующему органу, отказавшему в регистрации, является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- решение по жалобе не принято вышестоящим органом в сроки, установленные п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ.
Куда и в какие сроки можно пожаловаться
Порядок и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа прописаны в новой ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ.
Новый порядок предусматривает два варианта подачи жалобы. Ее можно будет подать:
- непосредственно в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- в тот же регистрирующий орган, чье решение обжалуется (в этом случае считается, что жалоба подана в вышестоящий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Любое лицо, чье право было нарушено решением регистрирующего органа (независимо от содержания решения), может подать жалобу в течение 3 месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Если же обжалуется отказ в государственной регистрации, а подает жалобу сам заявитель при государственной регистрации, такая жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня получения решения об отказе в государственной регистрации. При этом нужно иметь в виду, что в случае уклонения от получения такого решения срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Решение вышестоящего регистрирующего органа можно обжаловать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе.
Сроки для подачи жалобы в суд регулируются процессуальным законодательством РФ. Так, заявление об оспаривании решения регистрирующего органа можно подать в суд в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю (истцу) стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Что необходимо указать в жалобе
Перечень сведений, которые нужно будет указывать в жалобе на решение регистрирующего органа, закреплен в новой ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ.
Так, в жалобе следует указать:
- ФИО, место жительства либо наименование и адрес лица, подающего жалобу (в зависимости от того, кто подает жалобу – физическое или юридическое лицо);
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права были нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Помимо перечисленных обязательных сведений, в жалобе можно также указать другие сведения, которые могут способствовать ее своевременному рассмотрению, например, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие указанные в ней доводы.
Если жалоба подается не самим автором, а его представителем, необходимо также предъявить соответствующую доверенность.
Как направить жалобу
Та же ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ устанавливает порядок подачи жалобы на решение регистрирующего органа.
Жалоба обязательно должна быть выполнена в письменной форме и подписана подавшим ее лицом или его представителем. Что касается способов подачи жалобы, законодатель предусмотрел несколько вариантов. Так, жалобу можно будет:
- направить почтовым отправлением;
- подать непосредственно;
- направить в форме электронного документа через интернет (в этом случае необходима электронная цифровая подпись).
Можно ли отозвать поданную жалобу
До принятия решения по жалобе, ее можно отозвать. Для этого лицо, подавшее жалобу, должно обратиться в орган, рассматривающий жалобу, с письменным заявлением (п. 4 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).
Когда жалобу могут оставить без рассмотрения
Перечень случаев, когда вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти могут оставить жалобу без рассмотрения, определен в новой ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ:
- жалоба не подписана подавшим ее лицом или представителем, либо не представлена доверенность на представителя (после исправления этого недочета жалоба может быть подана повторно (п. 3 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ));
- жалоба подана после истечения сроков на подачу жалобы, не содержит ходатайства о восстановлении такого срока, или в восстановлении срока уже было отказано ранее;
- до принятия решения о жалобе поступило заявление о ее отзыве;
- ранее была подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
- имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.
Каков порядок рассмотрения жалобы
Рассмотрение жалобы происходит без участия подавшего ее лица. Однако до принятия решения можно представлять в рассматривающий жалобу орган дополнительные документы, подтверждающие указанные в жалобе доводы.
Результатом рассмотрения жалобы является принятие решения:
- либо об отмене решения регистрирующего органа;
- либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ). Решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.
Все перечисленные нововведения вступают в силу с 22.08.2014 и будут распространяться на решения регистрирующих органов, вынесенные после указанной даты.