Комментарии законодательства

Организации, применяющие УСН и ЕНВД, будут платить налог на имущество, и другие изменения НК РФ

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ (далее – Закон) направлены на усиление налогового контроля и на увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Организации, применяющие УСН или ЕНВД, будут платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта

Действующая редакция НК РФ предусматривает, что организации, применяющие УСН и уплачивающие ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Комментируемый закон изменяет данные правила. Теперь перечисленные организации будут уплачивать налог на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона). Напомним, что такой расчет налога введен с 1 января 2014 года по некоторым объектам недвижимости (административно-деловые центры, торговые комплексы и др.). Подробнее см. комментарий.

Данные изменения вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 4 ст. 7 Закона). Закон не уточняет, какой именно налог имеется в виду: налог на имущество или налог, уплачиваемый на спецрежиме. По нашему мнению, при применении данных норм плательщиками ЕНВД существует неясность налогового законодательства. Связано это с тем, что налоговым периодом по ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ), а по налогу на имущество – календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Поэтому в данной ситуации возможны следующие варианты:

  1. Следует учитывать налоговый период по ЕНВД. Ведь п. 4 ст. 7 Закона ссылается на пункты 1-3, 6-12 ст. 2 этого же Закона, которые вносят изменения в разные главы НК РФ, устанавливающие соответствующие налоги (в т.ч. спецрежимы УСН и ЕНВД). Следовательно, изменения не ранее 1-го числа очередного налогового периода вступают в силу по конкретным налогам, установленным этими главами НК РФ. В отношении ЕНВД это означает, что изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., поэтому налог на имущество по указанным объектам недвижимости нужно уплатить уже по результатам третьего квартала и второго полугодия 2014 года. Не исключено, что контролирующие органы будут настаивать именно на этом варианте. Отметим при этом, что Налоговый кодекс РФ не содержит порядок расчета налога на имущество за второе полугодие. Возможно, он найдет свое отражение в разъяснениях контролирующих органов.
  2. Следует учитывать налоговый период по налогу на имущество (1 календарный год), ведь Закон ввел обязанность платить именно этот налог. Поэтому организации, уплачивающие ЕНВД, обязаны платить налог на имущество, начиная с периода 2015 года. В пользу данной точки зрения говорит также тот факт, что при первом варианте плательщики ЕНВД оказываются в менее выгодном положении по сравнению с плательщиками, применяющими УСН. Последние в любом случае начнут платить налог на имущество по указанным объектам недвижимости только с начала 2015 г., поскольку налоговым периодом по УСН признается календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). В то же время налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Скорректированы правила расчета налога на имущество организаций

Комментируемый закон уточнил порядок расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов в некоторых случаях.

  1. Если объект недвижимости расположен на территориях разных субъектов РФ (на территории субъекта РФ и в территориальном море, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), то налог следует исчислять отдельно по каждому субъекту РФ. Налоговая база при этом рассчитывается пропорционально кадастровой стоимости объекта на территории данного субъекта РФ (п. 9 ст. 2 Закона).
  2. Действующая редакция ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости следует по объектам, которые на 1 января налогового периода включены в перечень соответствующих объектов (см. на официальном сайте Росреестра). Если объект выявлен в течение налогового периода, то он включается в перечень только на следующий год. Комментируемый закон предусматривает исключение из данного правила для случая, когда возникает новый объект в результате раздела (иных действий) объекта, включенного в перечень на 1 января текущего налогового периода. По новому объекту следует платить налог исходя из его кадастровой стоимости на дату постановки на государственный кадастровый учет, до включения объекта в перечень (пп. "а" п. 10 ст. 2 Закона).
  3. Если право собственности на объект недвижимости возникает (прекращается) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода, то налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента. Он рассчитывается как отношение количества полных месяцев владения объектом к количеству месяцев налогового (отчетного) периода (п. 12 ст. 2 Закона). Действующая редакция п. 5 ст. 382 НК РФ предусматривает такой порядок только для иностранных организаций.

Кроме того, законодатель скорректировал порядок расчета налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости объекта (п. 3 ст. 375 НК РФ). Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат на объект, то данные суммы не учитываются в расчете налоговой базы (п. 8 ст. 2 Закона). Это связано с готовящимися изменениями в бухгалтерский учет, которые соответствуют п. 16 МСФО (IAS) 16 "Основные средства": стоимость ОС формируется с учетом "будущих" затрат на демонтаж и удаление объекта, а также на восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке.

Перечисленные нововведения вступают в силу с 1 января 2015 года и применяются при исчислении налога на имущество за периоды, следующие за этой датой.

Налогоплательщики освобождаются от обязанности сообщать налоговому органу о счетах в банке

Положения ст. 23 НК РФ обязывают организации, предпринимателей, нотариусов и адвокатов сообщать налоговому органу:

Сообщить эту информацию они должны в течение 7 дней со дня соответствующего события. За непредставление сведений о счете грозит штраф 5 000 рублей по ст. 118 НК РФ. На практике возникают споры, по каким именно счетам следует представлять информацию.

Комментируемый закон внес изменения в ст. 23 НК РФ (п. "б" п. 1 ст. 1 Закона), освободив налогоплательщиков от обязанности сообщать об открытии (закрытии) счета или возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. Исключена также ответственность за непредставление сведений по ст. 118 НК РФ (п. 11 ст. 1 Закона). Тем самым законодатель исключил дублирование информации, уже представленной налоговому органу банком (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Данные изменения вступают в силу с 02.05.2014. Если счет открыт (закрыт) или право на электронное средство платежа возникло (прекратилось) до 02.05.2014, а семидневный срок истекает после этой даты, то обязанность уведомлять инспекцию сохраняется. Однако за неисполнение этой обязанности привлечь налогоплательщика к ответственности вряд ли удастся. Поскольку после указанной даты ответственность устраняется.

Ужесточена налоговая ответственность банков

Закон вводит новые виды ответственности для банков.

  1. Ответственность за несообщение налоговому органу в течение 3 дней сведений (пп. "в" п. 13 ст. 1 Закона):
    • об открытии, закрытии, изменении реквизитов вклада (депозита) организации, предпринимателя, нотариуса, адвоката;
    • об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Банку-нарушителю грозит штраф в размере 40 000 рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Данные изменения продиктованы тем, что с 1 июля 2014 года банки обязаны представлять данную информацию налоговому органу (п. 1 ст. 86 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ). За нарушение данных норм банк может быть привлечен к ответственности только после 1 июля 2014 года (п. 7 ст. 7 Закона).

  1. Ответственность за непредставление в течение 3 дней по запросу налогового органа справок о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), а также выписок по операциям по вкладам (депозитам) или представление справок (выписок) с недостоверными сведениями (п. 16 ст. 1 Закона).

За данное нарушение грозит штраф по ст. 135.1 НК РФ в размере 20 000 рублей.

Напомним, что обязанность банков представлять информацию по вкладам (депозитам) организаций, физических лиц как занимающихся, так и не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также нотариусов, адвокатов установлена п. 2 ст. 86 НК РФ с 1 января 2013 года. Однако ответственность вводится только с 02.05.2014 и применяется к тем нарушениям, которые совершены после этой даты.

Данные меры направлены на повышение контроля за уплатой налогов с процентов по вкладам (депозитам) в банках. Организации включают такие проценты в налогооблагаемую прибыль (п. 6 ст. 250 НК РФ), а физические лица платят НДФЛ по таким доходам (ст. 214.2 НК РФ).

Контролируемые сделки

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за указание в уведомлении о контролируемых сделках недостоверных сведений. Действующая редакция НК РФ не уточняет, возможно ли привлечение к ответственности по данной статье, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недостоверные сведения и подал уточненное уведомление. Это вызывало вопросы и споры на практике.

Комментируемый закон устранил данный пробел законодательства, внеся изменения в п. 2 ст. 105.16 НК РФ. Теперь если налогоплательщик подает уточненное уведомление до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил в первоначальном уведомлении недостоверные сведения о контролируемых сделках, то он освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ (п. 10 ст. 1 Закона). Иными словами, ответственность не наступает, если уточненное уведомление представлено налогоплательщиком до получения справки по результатам проверки.

Данные изменения вступают в силу с 02.05.2014, но могут применяться к уточненным уведомлениям, представленным до этой даты. Ведь акты законодательства, устраняющие или смягчающие налоговую ответственность, имеют обратную силу согласно п. 3 ст. 5 НК РФ.

Кроме того, расширяется перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Теперь к ним относятся сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 1 января 2012 года.

Физические лица должны сообщать инспекции о недвижимости и транспортных средствах, если уведомления об уплате налога по ним не получены

С 1 января 2015 года в статью 23 НК РФ вводится новая обязанность для физических лиц, которые платят налоги на основании налоговых уведомлений (пп. "в" п. 1 ст. 1 Закона). Речь идет о налоге на имущество, транспортном и земельном налоге. Такие лица обязаны сообщать налоговому органу об объектах недвижимости и транспортных средствах, по которым не были получены налоговые уведомления и налог не уплачен.

Сообщение представляется в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объекта однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, с приложением копий:

Налогоплательщик может выбрать один из удобных способов передачи сообщения: лично, через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме. Однако порядок представления сообщений в электронной форме пока не утвержден.

Если сообщение подано до 1 января 2017 года, то налог исчисляется с налогового периода, в котором инспекция уведомлена о наличии объекта налогообложения. При подаче сообщения позже применяются общие правила: налог исчисляется за 3 периода, предшествующих году направления уведомления о его уплате (п. 4 ст. 1, п. 5 ст. 7 Закона).

То есть налогоплательщики, уведомившие инспекцию в 2015–2016 гг., находятся в более выгодном положении по сравнению с теми, кто скрыл данную информацию. Ведь если налоговый орган обнаружит неучтенный объект самостоятельно, то может направить уведомление об уплате налога за 3 предшествующих налоговых периода (пп. "а" п. 4 ст. 1 Закона).

Например, физлицо с 2014 года является собственником автомобиля, но уведомление об уплате транспортного налога оно не получало и, соответственно, налог не платило. По новым правилам налогоплательщик обязан до 31.12.2015 сообщить налоговому органу о наличии налогооблагаемого объекта – автомобиля. Транспортный налог в таком случае будет исчисляться за периоды, начиная с 2015 года.

Однако если налогоплательщик не сообщит о наличии автомобиля, а инспекция обнаружит этот неучтенный объект в 2016 году, то начислит налог за 2 предшествующих года (2014 и 2015).

Если налогоплательщик не представит налоговому органу такое сообщение или представит с нарушением срока, ему грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Данные положения вступают в силу с 1 января 2017 года и распространяются на сообщения, которые должны быть представлены за периоды, начиная с 2016 года (срок представления истекает 31.12.2017) и более поздние (п. 12 ст. 1 и п. 3 ст. 7 Закона).

Кроме того, уточняется, что если налоговый орган производит перерасчет налога, то налогоплательщик должен уплатить его в срок, указанный в уведомлении. Такое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога (п. 6 ст. 1 Закона). Изменения вступают в силу с 02.05.2014 года и применяются к уведомлениям, направленным после этой даты.

Законодательные органы субъекта РФ не могут устанавливать ставки, порядок и срок уплаты транспортного налога для физических лиц

Согласно действующей редакции ст. 365 НК РФ транспортный налог является региональным, поэтому законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать его ставку (в пределах НК РФ), порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы. Причем данные элементы налогообложения устанавливаются как для организаций, так и для физических лиц.

Комментируемый закон ограничивает права региональных законодателей, запрещая устанавливать для физических лиц ставку, порядок и срок уплаты налога (п. 4 и п. 5 ст. 2 Закона). Законом субъекта РФ по-прежнему могут быть установлены налоговые льготы для данных лиц.

Таким образом, ставки, порядок и срок уплаты транспортного налога физическими лицами будут определяться исключительно НК РФ, то есть будут едины для данной категории налогоплательщиков. Такая унификация значительно облегчит работу налоговых органов, ведь именно они исчисляют данный налог и направляют физическим лицам уведомления о его уплате.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона данные положения вступают в силу с 02.05.2014. Скорее всего, налоговые органы будут учитывать их при расчете транспортного налога начиная с периода 2014 года. Уведомление об уплате налога за 2014 год будет направлено в 2015 году.