Документ
Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ"
Комментарий
Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим их подробнее.
Изменен порядок уведомления налоговых органов о деятельности организаций
По общему правилу налогоплательщики обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Теперь из этого правила появились исключения. Так, налогоплательщики не должны уведомлять инспекцию о своем участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Не нужно также уведомлять налоговиков и о реорганизации и ликвидации юридического лица (пп. "б" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
Уточнен порядок направления инспекциями документов
Для ряда документов НК РФ не устанавливает порядок их направления, например, для документа о выявлении недоимки, для справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам.
Комментируемый закон прояснил данный вопрос.
Так, если порядок передачи документов налоговым органом прямо не прописан в НК РФ, то они направляются лицу, которому адресованы, или его представителю под расписку, заказным письмом или могут быть переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом если лицо обязано представлять декларацию в электронной форме, то инспекция отсылает ему эти документы по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Необходимо отметить, что с 1 января 2014 года все налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, а также неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с выделенным налогом, должны представлять декларации по НДС в электронной форме. Соответственно, в свете указанных нововведений они будут получать от инспекций документы по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, в таком же порядке будет вручаться и требование о представлении документов, если его невозможно вручить лично под расписку налогоплательщику, на территории которого проводится налоговая проверка (пп. "б" п. 28 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
Расширен перечень обязанностей налоговых органов
Инспекции обязаны теперь представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по процентам, об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам выдаются в течение 5 дней, а справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего запроса (пп. "а" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
На налоговые органы также возложена обязанность предоставлять выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (пп. "г" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
Уточнен порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и электронных денежных средств
Комментируемый закон определил перечень случаев, когда решение инспекции на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика может приостанавливаться (пп. "б" п. 7 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Это может происходить:
- при принятии инспекцией решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента), находящиеся в банках;
- по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.
При этом действие поручения на списание и перечисление средств возобновляется по решению инспекции об отмене приостановления.
Кроме того, установлен перечень оснований, по которым инспекция может отозвать неисполненные (полностью или частично) поручения на списание и перечисление денег. К таким основаниям относятся:
- изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
- исполнение обязанности налогоплательщиком, в том числе в связи с произведенным зачетом;
- списание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ;
- уменьшение сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;
- поступление информацию об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании.
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
Установлен порядок округления суммы налогов
Указано, что сумма налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 и более копеек округляется до полного рубля (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Напомним, что ранее такой порядок был установлен только для НДФЛ.
Новые правила округления вступают в силу с 1 января 2014 года и применяются при исчислении налогов за налоговые (отчетные) периоды, следующие за этой датой.
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной
Теперь установлено еще одно основание, по которому недоимка и задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию. Это вынесение постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки в случае, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам не превышает 100 тыс. рублей для организации и 10 тыс. рублей для граждан (пп. "а" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика (пп. "б" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года и могут применяться даже к тем недоимкам, которые возникли до этой даты.
Скорректирован порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа
Комментируемый закон внес коррективы в порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа. Так, заявление о предоставлении инвестиционного кредита теперь не обязательно подавать одновременно с заявлением об отсрочке или рассрочке по уплате налога и (или) сбора (пп. "а" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Кроме того, установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено, помимо залога имущества и поручительства, еще и банковской гарантией (пп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
С 1 октября 2013 года действует новая статья 74.1 "Банковская гарантия" НК РФ. Банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней, если последний не сделает это сам в установленный срок (п. 2 ст. 74.1 НК РФ). При этом предоставить ее может лишь банк, включенный в перечень, утвержденный Минфином России.
Кроме того, установлен перечень требований, предъявляемых к банковской гарантии (п. 19 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ):
- она должна быть безотзывной и непередаваемой;
- не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены ст. 74.1 НК РФ;
- срок банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязанности по уплате налога не менее чем на 6 месяцев;
- сумма гарантии должна покрывать в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
- она должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, если он не выплатил их в установленный срок.
Необходимо отметить, что указанная гарантия обязательна для исполнения банком. При этом единственным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции для гаранта является окончание срока, на который гарантия выдана.
Такие правила применяются к банковским гарантиям, выданным после вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ, то есть после 24 августа 2013 года (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Изменен порядок направления требования об уплате налога
Статьей 70 НК РФ установлен общий срок направления требования об уплате налога – 3 месяца со дня выявления недоимки. Комментируемый закон предусматривает исключение из этого правила. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления.
Кроме того, изменен срок направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки. Теперь он составляет 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Ранее этот срок составлял 10 дней.
Аналогичные сроки установлены и для требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Такие правила применяются в отношении недоимок, которые возникли после 24 августа 2013 года. Однако вероятно, что налоговые органы будут применять эти нормы по всем выявленным после этой даты недоимкам.
Кроме того, в требовании, направляемом организации после 24 августа 2013 года, не указывается срок, в течение которого налог должен быть уплачен (пп. "а" п. 16 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Напомним, что ранее были многочисленные судебные споры о признании требования недействительным по той причине, что в нем не указан этот срок.
Ранее ВАС РФ уже высказывался по данному вопросу не в пользу налогоплательщика. Так, суд указал, что требование об уплате налога не может быть признано недействительным, если сведения о сроке уплаты налога указаны в решении, налоговой декларации или налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в требовании (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Таким образом, законодатель окончательно разрешил давний спор в пользу налоговых органов.
Следует отметить, что требование об уплате налога, выставленное физическому лицу, по-прежнему должно содержать указание на срок его исполнения.
Если операции по счетам приостановлены, налогоплательщик не может открывать новые счета в банках
Комментируемым законом внесены изменения в п. 12 ст. 76 НК РФ. Теперь, если операции по счетам налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) приостановлены, то он не может открывать другие счета и использовать новые корпоративные электронные средства платежа во всех банках, а не только в том, где открыт счет (пп. "а" п. 20 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Указанное положение распространяется на организации, предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (нотариусов, адвокатов).
Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года и применяется при условии, что операции по счетам приостановлены после этой даты.
Изменен порядок наложения ареста на имущество
Арест имущества производится, если налогоплательщик-организация не исполняет в установленные сроки обязанность по уплате налога (пеней, штрафов) и при наличии у инспекции достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (п. 1 ст. 77 НК РФ).
Согласно поправкам инспекция может наложить арест на имущество организации до того, как вынесено решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.
Это возможно не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки за счет денежных средств в банках и при отсутствии денежных средств на этих счетах, либо при отсутствии информации о таких счетах (пп. "а" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
При этом арест возможен, если на счетах организации выявлен недостаток или отсутствие денежных средств (отсутствуют электронные денежные средства) или если у инспекции нет информации о других счетах (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).
Нововведением является также то, что по просьбе организации-налогоплательщика инспекция может заменить арест имущества залогом (пп. "в" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Решение об аресте имущества по новым правилам инспекции смогут выносить с 24 августа 2013 года.
Предприниматели не представляют сведения о работниках, если они отсутствуют
Претерпела изменения формулировка абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ. Так, предприниматели обязаны подавать сведения о среднесписочной численности сотрудников только в том случае, если они привлекали наемных работников (п. 23 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
До этого предприниматели обязаны были представлять такие сведения даже в том случае, если у них отсутствовали работники. За непредставление таких сведений налоговый орган мог привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ. При этом мнения судей о правомерности привлечения к ответственности в таком случае были неоднозначны.
Изменен порядок определения места нахождения транспортных средств
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ организация или физическое лицо ставится на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Согласно поправкам местом нахождения транспортных средств, не являющихся морским, речным и воздушным транспортом, признается место нахождения (жительства) их собственника (пп. "в" п. 24 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Ранее местом их нахождения также признавалось место государственной регистрации.
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года.
Увеличены сроки представления письменных возражений
Увеличен срок представления возражений на акт налоговой проверки, предусмотренный п. 6 ст. 100 НК РФ. Теперь он составляет один месяц со дня получения акта (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Напомним, что ранее возражения по акту налоговой проверки надо было предоставить в течение 15 дней с момента его получения.
Следует также отметить, что комментируемым законом изменен порядок производства по делам о правонарушениях. Так, увеличен срок для представления в налоговый орган письменных возражений по акту о выявленных правонарушениях в целом или по его отдельным положениям, предусмотренный п. 5 ст. 101.4 НК РФ. Вместо 10 дней теперь он составляет один месяц со дня получения акта (пп. "а" п. 32 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года. Если срок на подачу возражения не истек до этой даты, то применяются новые правила его исчисления (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Срок ознакомления с материалами дополнительного налогового контроля
Установлен срок, в течение которого инспекция обязана ознакомить лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик должен быть ознакомлен с ними не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов проверки (пп. "а" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Напомним, что ранее данный вопрос не был урегулирован, что приводило к спорам. Так, контролирующие органы считали, что срок ознакомления с материалами определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, исходя из фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем (см. письма Минфина России от 26.09.2011 № 03-02-07/1-342 и от 26.10.2011 № 03-02-08/112, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (вопросы 18 и 19)).
Некоторые суды вставали на сторону налогоплательщиков, признавая решение инспекции недействительным, если установленный срок был явно недостаточен для ознакомления с материалами и подготовки мотивированных возражений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 № Ф02-1811/12, ФАС Уральского округа от 14.12.2010 № Ф09-10298/10-С3).
Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года. Если дополнительные мероприятия проведены, но решение до указанной даты не вынесено, то применяются новые правила.
Обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой
Комментируемым законом установлено, что обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета налога). Такие нововведения отражены в пп. "б" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ.
Следовательно, если налог был излишне возмещен, то на него могут начисляться пени по ст. 75 НК РФ, кроме того, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа – 20 процентов от неуплаченной суммы.
Данные изменения распространяются на те суммы налога, которые будут возмещены после 24 августа 2013 года. Однако вероятно, что налоговые органы будут применять эти нормы ко всем излишне возмещенным суммам, выявленным после названной даты.
Ответственность за налоговые правонарушения
Изменена формулировка п. 2 ст. 126 НК РФ. Теперь за непредставление сведений к ответственности могут привлекаться не только организации, но и физические лица, в том числе предприниматели (пп. "а" п. 35 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом размер штрафа для физических лиц ограничен тысячей рублей, а для организаций и предпринимателей - 10 тысячами.
Кроме того, изменению подверглась формулировка абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Из данной нормы убрано указание на субъект правонарушения – налогоплательщики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения может быть привлечен не только налогоплательщик, но и налоговый агент (пп. "б" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Помимо этого, ответственность в рамках данной статьи распространяется теперь и на предпринимателей (пп. "а" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Комментируемый закон внес изменения в порядок привлечения к ответственности за непредставление документов, касающихся деятельности проверяемого контрагента. Ранее за эти деяния наступала ответственность по ст. 129.1 НК РФ. С 1 января 2014 года ответственность за них будет наступать по ст. 126 НК РФ. При этом по ст. 129.1 НК РФ инспекция сможет привлечь за непредставление (несвоевременное представление) истребуемой информации (пп. "б" п. 29 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 1 января 2014 года. Новые правила привлечения к ответственности применяются к тем правонарушениям, которые совершены после 1 января 2014 года. Причем если новая редакция статьи НК РФ устанавливает более мягкую ответственность, то ее действие распространяется на правонарушения, совершенные до 2014 года.
Комментируемый закон изменил порядок возмещения НДС при отсутствии недоимки у налогоплательщика. Теперь он зависит от того, когда налогоплательщик подал заявление о возврате (зачете). Если такое заявление подано до вынесения решения о возмещении, то налог возвращается (зачитывается) в прежнем порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ. Если заявление о возврате (зачете) НДС представлено после вынесения решения о возмещении, то применяются новые правила, и налог возвращается в порядке ст. 78 НК РФ как излишне уплаченный. Таким образом, инспекция в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления принимает решение о зачете или возврате НДС. Возврат налога осуществляется в течение 1 месяца со дня получения заявления. При этом проценты за несвоевременный возврат налога в данном случае начисляются также по правилам ст. 78 НК РФ, положения п.п. 7 - 11 ст. 176 НК РФ в этом случае применяться не будут (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года и применяются к решениям о возмещении НДС, вынесенным после этой даты.