Документ
Письмо Минтруда России от 17.11.2025 № 15-1/ООГ-2226
Комментарий
Основания для внеплановой специальной оценки условий труда предусмотрены в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ).
Работодателю не требуется проводить внеплановую спецоценку, если изменение наименования должности не повлекло за собой (ч. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
- изменение технологического процесса, замену производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
- мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки.
Следовательно, если работодатель переименовывает должности (профессии) сотрудников, которые есть в штатном расписании, при этом не меняются условия труда на рабочих местах сотрудников, можно не проводить внеплановую спецоценку.
Если при переименовании должностей сотрудников на их рабочих местах меняются условия труда, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку.
Из разъяснений Минтруда России следует, что окончательное решение о необходимости внеплановой специальной оценки на определенных рабочих местах должна принимать комиссия по спецоценке с учетом режима труда сотрудников, условий труда, а также применяемого оборудования и техники. Такое решение комиссия оформляет протоколом.